Размер:
Цвет:

В Ханты-Мансийске прошла межрегиональная конференция уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации «Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства»

14.06.2019

В Ханты-Мансийске прошла межрегиональная конференция уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации «Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства»

В конференции приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, Первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исполняющий обязанности Губернатора автономного округа) Геннадий Бухтин; Начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе Юрий Турыгин, Главный Федеральный инспектор по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Аппарата Полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе Андрей Руцинский, статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации Андрей Пудов, заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Сергей Чирков, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости Егор Иванов, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации; территориальных органов федеральных органов власти, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представители Думы автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа, науки, профсоюзных организаций крупных предприятий нефтегазодобывающего комплекса, профсоюзы работников бюджетной сферы, некоммерческих организаций.

В пленарной сессии конференции выступили с докладами:

Пудов Андрей Николаевич, статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации «О государственной политике в сфере труда, легализации занятости граждан и пенсионного обеспечения в условиях изменений пенсионного законодательства»;

Стребкова Наталья Васильевна, Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «О правах граждан на пенсионное обеспечение: риски и превентивные меры»;

Чирков Сергей Александрович, заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации «О реализации Пенсионным фондом Российской Федерации нового пенсионного законодательства»;

Иванов Егор Николаевич, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости
«О соблюдении трудовых прав граждан, в том числе предпенсионного возраста, как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение»;

Кучеренко Александр Валерьевич, исполняющий обязанности начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства»;

Ветлужских Андрей Леонидович, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области «Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства»;

Косович Владимир Степанович - заместитель Председателя Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз России) «О мерах по защите предпенсионных прав работников организаций нефтегазовой отрасли и предложениях по совершенствованию пенсионного законодательства»

Попова Лариса Александровна, заместитель директора института государства и права по научной работе Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент «Правовое просвещение граждан как средство обеспечения защиты прав человека в условиях изменений пенсионного законодательства».

         В ходе обсуждения докладов и на дискуссионной площадке участники конференции отметили ряд наиболее проблемных вопросов, влияющих на реализацию трудовых и пенсионных прав граждан, в том числе предпенсионного возраста, требующих тщательного анализа, обобщения на межведомственном уровне с участием различных институтов власти, бизнеса, гражданского общества, правозащитных и контрольно - надзорных институтов, и принятия консолидированного решения в обеспечении реализации прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства, принятия соответствующих мер реагирования различными органами власти и правозащитными институтами:

1.      Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит таких понятий, как «предпенсионный возраст», «лица предпенсионного возраста». Статус таких лиц в настоящее время окончательно не определен, нет единого перечня трудовых, социальных гарантий для данной категории лиц. Трудовым законодательством не предусмотрено каких-либо специальных прав для лиц предпенсионного возраста либо пенсионеров (к примеру, в связи с сокращением численности или штата преимущественного права на оставление на работе).

2.      Трудовая занятость молодых специалистов и граждан предпенсионного возраста вызывает обеспокоенность, в ряде регионов имеются трудности в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста.

3.      Отмечается низкий размер пенсии, который не может обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров, граждане, достигнув пенсионного возраста, вынуждены работать, тем самым рабочие места для молодых специалистов не освобождаются.

4.      Отмечаются риски с трудоустройством молодых специалистов как с учетом продления периода работы старшего поколения, так и с учетом внедрения процессов автоматизации, роботизации и цифровизации,

5.      Молодые специалисты не готовы к официальным трудовым отношениям, с одной стороны, ввиду низкого размера «белой» заработной платы, с другой стороны – нет рабочих мест по полученной ими специальности. Профориентационная работа в образовательных организациях не учитывает потребность рынка труда.

6.      Есть риски, что пенсионеры могут уходить в нелегальные трудовые отношения, чтобы получать пенсию по старости с учетом индексации.

7.      Граждане испытывают трудности в поисках архивных документов, необходимых для подтверждения стажа работы заявителя для назначения соответствующего и объективного пенсионного обеспечения. Требуется создание государственных архивов по личному составу. Особенно много проблем с подтверждением стажа наблюдается в организациях негосударственного сектора, когда юридические лица ликвидированы, при этом документы по личному составу, договорам гражданско-правового характера в архивные службы не передавались, никаких мер со стороны надзорных органов к таким юридическим лицам не предпринимается и мера ответственности законодательством не предусматривается.

8.      Невозможность подтвердить размер заработной платы для назначения пенсии в случае утраты архивов по личному составу, в том числе для граждан, прибывших в Россию из бывших стран СССР для постоянного проживания и осуществления (продолжения) трудовой деятельности, в связи с чем устанавливаемые гражданам размеры пенсии в два раза ниже пенсий граждан, работающих на аналогичных предприятиях в аналогичный период.

9.      Застрахованные лица, получающие неофициальную заработную плату, ежегодно приобретают минимальное количество пенсионных баллов, вследствие этого при реализации права на пенсионное обеспечение возникают проблемы. Исчисление страхового стажа и размер страховой пенсии поставлены в зависимость исключительно от добросовестности плательщика страховых взносов, а «серые» зарплаты в «конвертах» становятся все более популярными.

10.    Сложность пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового нормативного акта становится все более недоступным для понимания многих граждан, а разъяснительной работы в данном направлении проводится недостаточно.

11.    Не осуществляется индексация пенсий работающих пенсионеров.

12.    Не индексируется пенсия гражданам-опекунам, оформившим опеку над несовершеннолетним гражданином или недееспособным гражданином, достигшим совершеннолетия.

13.    Пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не осуществляется компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно:

- на собственном (личном) автотранспортном средстве, несмотря на имеющую положительную судебную практику;

- в пассажирском купейном вагоне;

- при выезде за границу до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации, в том числе с учетом процентного отношению ортодромии, учитывая положительную судебную практику.

14.    Неоднозначен вопрос отказа органами Пенсионного фонда Российской Федерации в назначении пенсии по старости гражданам, проживающим (работающим) в период отбывания наказания в местах принудительного содержания, расположенных на «чернобыльской» территории, со снижением возраста за осуществление трудовой деятельности на указанной территории.

По результатам обсуждения докладов на пленарной сессии и экспертных мнений на дискуссионной площадке, а также поступивших предложений Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации из практики работы по рассмотрению жалоб и обращений, в целях расширения возможностей защиты трудовых прав граждан и прав на пенсионное обеспечение, участниками Конференции принята резолюция.

Доклад «О защите прав граждан на пенсионное обеспечение» Натальи Стребковой , Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре здесь.



Возврат к списку