Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Координационный совет уполномоченных по правам человека в Уральском федеральном округе

15.06.2018

Координационный совет уполномоченных по правам человека в Уральском федеральном округе прошел на площадке Генеральной прокуроры Российской Федерации в городе Екатеринбурге, в котором также приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Пономарев.

Наталья Стребкова отметила, что вопросы трудовых прав жителей автономного округа находятся в центре особого внимания Уполномоченного:

в 2017 году рассмотрено 143 (9% от всех поступивших обращений к Уполномоченному), из них по вопросам оплата труда -43% (62);

в 2016 год – 117 обращений (9 % от всех поступивших обращений), по вопросам оплаты труда – 31% (36.

         Права граждан восстановлены, оказана помощь в реализации прав на оплату труда в 66 % (2017) и в 83 % (2016).

         В 2017 году Конституционный суд Российской Федерации поставил точку в данном споре, согласно решению которого районные коэффициенты и «северные надбавки» не включаются в МРОТ и начисляются «сверху», что исключило поступление коллективных жалоб в этом направлении оплаты труда.

         Уполномоченным отмечена и другая проблема: легализация трудовых отношений.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ внесены изменения в статью 360 ТК РФ, предусматривающие с 11.01.2018 в качестве основания для проведения Госинспекции труда внеплановой проверки поступление информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Проверки по этим основаниям будут проводить незамедлительно с извещением прокуратуры, но без согласования с ней. Работодатель предварительного уведомления о проверке не получит. За указанные нарушения в оформлении трудовых отношений предусмотрены штрафы: для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Вопросы легализации разрешаются Госинспекцией труда совместно с Налоговой службой, Пенсионным фондом и муниципальными рабочими группами (в рамках межведомственного взаимодействия).

Установленные Госинспекцией труда факты неоформления трудовых отношений, по которым удалось добиться заключения трудовых договоров

2016 год

2017 год

2018 год

253 (чел.)

276 (чел.)

10 (чел.)

Учитывая экономическую привлекательность региона и рост числа субъектов предпринимательства, малого и среднего бизнеса, в автономном округе увеличивается рост предприятий негосударственного сектора, в которых своевременно не выплачивается зарплата.

По данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по состоянию на 1 июня 2018 года задолженность заработной платы в автономном округе составляет более 155 миллионов рублей, в том числе сумма задолженности заработной платы в 13 действующих предприятиях, в которых работает 552 человека, составляет около 49 млн рублей, а 25 предприятий банкротов не выплатили 1021 человеку заработную плату на сумму более 106 млн рублей.

Основными причинами невыплаты заработной платы являются:

задолженность заказчиков за выполненные работы и услуги;

снижение объемов производства и недостаток собственных оборотных средств;

увеличение МРОТ в 2018 г.;

стоимость оказания услуг, фиксированная еще в 2017 г.

Для решения проблем с невыплатой заработной платы на региональном уровне созданы:

Комиссия при Губернаторе автономного округа по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Разработаны рекомендации по мерам, направленным на предупреждение возникновения задолженности по заработной плате перед работниками предприятий, с учетом специфики видов сфер деятельности.

Проводится индивидуальная работа с работодателями-должниками по взысканию дебиторской задолженности (решению вопроса взаимных неплатежей организаций за оказанные объемы работ, услуг).

На муниципальном уровне:

созданы межведомственные комиссии (рабочие группы), при главах администраций городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

разрабатываются планы мероприятий, направленные на погашение задолженности, графики погашения задолженности;

рассматриваются вопросы оказания мер поддержки в отношении организаций, находящихся в трудной финансово-экономической ситуации;

осуществляется взаимодействие с арбитражными управляющими организаций, находящимися в стадии банкротства;

организуется участие арбитражных управляющих в заседаниях межведомственной комиссии, рабочих группах.

Несмотря на то, что на региональном и муниципальном уровне проводится последовательная политика по укреплению гарантий трудовых прав граждан, ежегодно к Уполномоченному по правам человека в Югре поступают жалобы по вопросам нарушения трудовых прав граждан и, в частности, на невыплату заработной платы, в том числе коллективные жалобы.

Сложнее обстоят дела с предприятиями – должниками и предприятиями-банкротами. В этом сегменте работы Уполномоченным были отмечены положительные примеры работы прокуратуры автономного округа, в том числе в части реализации федерального законодательства по привлечению должностных лиц предприятий – банкротов к субсидиарной ответственности.

Отмечено, что при непосредственном участии органов прокуратуры автономного округа и инспекции труда погашена задолженность на 13 предприятиях – должниках перед 552 работниками в сумме 48 млн 998 руб; на предприятиях – банкротах: на 25 предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства – 106 млн 61 тыс руб перед 1020 работниками);

Уполномоченный также остановилась на вопросах развития правовой грамотности граждан в области трудового права в автономном округе, обратив особое внимание на возможности реализации гражданами способов самозащиты.



Возврат к списку