Размер:
Цвет:

Методические рекомендации по реализации Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Методические рекомендации
по реализации отдельных положений Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по реализации Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Методические рекомендации), разработаны в целях оказания содействия территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительным органам государственной власти автономного округа и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного (далее также – исполнители) в реализации отдельных положений Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2018 № 731-рп
«О концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Концепция).
1.2. Некоммерческим и другим организациям при осуществлении деятельности по правовому просвещению также рекомендуется использовать данные методические рекомендации.
1.3. Методические рекомендации не исключают других инициатив и предложений, которые направлены на реализацию положений Концепции, и носят рекомендательный характер.
1.4. Для получения более эффективной обратной связи, в целях обобщения лучших практик и оказания содействия в формировании эффективной системы и механизмов межведомственного взаимодействия всех участников правового просвещения при организации мероприятий по реализации Концепции при Уполномоченном по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный), являющимся инициатором и разработчиком Концепции, создается соответствующий Координационный совет.
1.5. Положение о Координационном совете, порядок его работы и состав утверждается Уполномоченным по правам человека.
1.6. В целях обеспечения эффективной работы исполнителями Плана комплексных мероприятий по реализации Концепции, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2018 № 731-рп «О концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее - План комплексных мероприятий по реализации Концепции), территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти автономного округа, органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа целесообразно назначить должностных лиц, ответственных за реализацию Концепции и развитие правового просвещения в целом.
1.7. Должностные лица, ответственные за реализацию Концепции, обеспечивают разработку Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2019 – 2023 годы, координацию деятельности соисполнителей и участников мероприятий Концепции, а также анализ результатов ее реализации и предоставление информации о достижении целевых показателей в аппарат Уполномоченного по правам человека.

2. Формирование плана мероприятий
по правовому просвещению граждан

2.1. План комплексных мероприятий по реализации Концепции предусматривает разработку Планов мероприятий по правовому просвещению граждан на 2019 – 2023 годы с использованием механизмов межведомственного взаимодействия и учетом целей, задач, функций, системы и основных направлений правового просвещения граждан, форм просветительской деятельности, предусмотренных Концепцией (далее - Планы мероприятий).
2.2. Планы мероприятий могут корректироваться и дополняться
с учетом оценки текущего состояния процесса правового просвещения
и анализа полученных результатов.
2.3. План мероприятий основывается на принципе «баланса интересов», что подразумевает обеспечение соблюдения интересов
в правовом просвещении граждан, различных органов власти (федеральных, региональных, органов местного самоуправления)
и заинтересованных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников реализации Плана мероприятий.
2.4. При формировании Плана мероприятий важно предусмотреть работу не только связанную с правопросветительской деятельностью, но и мероприятия, направленные на повышение уровня правосознания, правовой культуры человека, уважения к закону и правопорядку.
2.5. С учетом положений Концепции и ее основной цели рекомендуется в План мероприятий включать следующие разделы (приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям):
организационно-методические мероприятия;
мероприятия по совершенствованию нормативных правовых актов и правоприменению в области оказания юридической помощи населению, правового просвещения и информирования граждан;
мероприятия по привлечению институтов гражданского общества к деятельности по развитию правовой грамотности, повышению правовой культуры и правосознания граждан;
мероприятия по совершенствованию правового просвещения и воспитания детей, обучающихся и молодежи;
мероприятия по повышению правовой грамотности граждан различных целевых групп;
мероприятия по развитию информационно-правовых ресурсов, в том числе в сети Интернет, различными органами власти (федеральных, региональных), органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности,.
2.6. Организационные и методические мероприятия плана по правовому просвещению направлены на формирование организационных, нормативных, правовых и экономических основ для осуществления деятельности по развитию правового просвещения граждан.
2.6.1. В рамках организационно-методических мероприятий проводится оценка потребности объемов и форм проведения мероприятий по правовому просвещению граждан, в том числе с целевыми группами населения, формирование и межведомственное согласование планов мероприятий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, учреждений и организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, предусматривается анализ общественного мнения о потребности в основных направлениях (формах, видах, средствах) правового просвещения граждан конкретного ведомства, муниципального образования и целевых групп граждан; оценка доступности получения гражданами правовой помощи, уровня информированности населения о деятельности государственных (негосударственных), муниципальных органов и организаций различных сфер деятельности, входящих в систему правового просвещения граждан и осуществляющих деятельность, связанную с применением знаний в области реализации конституционных прав граждан.
2.6.2. В данный раздел могут быть включены следующие мероприятия:
проведение оценки (анализа) потребности объемов, видов и форм организации и проведения мероприятий по развитию правовой грамотности и правового просвещения граждан;
определение целевых групп населения для правового просвещения и видов работы с такими группами;
обеспечение консолидированных мероприятий различных органов государственной власти (федеральных и региональных), органов местного самоуправления, правозащитных институтов, профессиональных юридических сообществ и других заинтересованных лиц;
подготовка анализа исполнения плана мероприятий;
определение механизмов отслеживания результатов, характеризующих удовлетворенность граждан качеством жизни за счет расширения возможностей по реализации защиты прав граждан, в том числе информированностью и доступностью ресурсов по правовому просвещению;
другие мероприятия.
2.7. Мероприятия по совершенствованию нормативных правовых актов и правоприменению в области оказания юридической помощи населению, правового просвещения и информирования граждан направлены на обеспечение доступности для отдельных категорий граждан бесплатной квалифицированной юридической помощи.
2.7.1. Государственную систему оказания гражданам юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, и оказание бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в регионе обеспечивает Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.12.2011 № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
В рамках негосударственной системы бесплатная юридическая помощь может оказываться, в частности, юридическими клиниками (студенческими консультативными бюро, студенческими юридическими бюро и др.) и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в вузах, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники, а также используются другие формы организации бесплатной юридической помощи гражданам с целью обеспечения ее доступности.
2.7.2. В данный раздел могут быть включены следующие мероприятия:
создание условий для развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в том числе в форме юридических клиник на базе образовательных организаций высшего профессионального образования в автономном округе;
проведение анализа потребности и целесообразности расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;
проведение конференций по обмену опытом и координации работы по вопросам правового просвещения граждан;
создание условий по приближению к населению пунктов оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории автономного округа;
обеспечение консультирования и информирования (просвещение) граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи;
другие мероприятия.
2.8. Мероприятия по привлечению институтов гражданского общества к деятельности по развитию правовой грамотности, повышению правовой культуры и правосознания граждан направлены на обеспечение взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде юридических знаний; оказание территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа помощи общественным объединениям в решении задач по развитию правовой грамотности граждан; создание системы оперативного обмена информацией в системе развития правового просвещения граждан; организацию работы по взаимодействию с общественностью по вопросам правового просвещения граждан, развитие негосударственных форм правового просвещения и оказание юридической помощи населению.
2.8.1. Мероприятия данного раздела могут обеспечивать организацию деятельности представителей творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленной на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
2.8.2. В целях организации эффективной совместной деятельности по реализации Концепции территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут быть заключены соглашения о совместной реализации Концепции с некоммерческими организациями и другими заинтересованными юридическими лицами.
2.8.3. В данный раздел могут быть включены следующие мероприятия:
организация эфирного и кабельного вещания представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров развития правового просвещения и формирования правосознания граждан;
развитие различных способов мотивации (поощрения) негосударственных организаций, создающих и развивающих негосударственные формы правового просвещения, повышения правовой грамотности и правосознания граждан, информирования и юридической помощи за счет собственных средств, а также содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой культуры и формирования правосознания граждан, в том числе через проектную деятельность;
организация конкурсов социально значимых проектов, направленных на совершенствование правовой грамотности и правосознания граждан;
обеспечение методической и консультационной помощи некоммерческим организациям при подготовке правопросветительских, правозащитных проектов для участия в федеральных (региональных) конкурсах;
содействие совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам оказания государственной финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие правовой грамотности, формированию правовой культуры и правосознания граждан, защите их прав;
организация волонтерского движения по правовому просвещению граждан;
проведение конференций по обмену опытом и координации работы по вопросам правового просвещения граждан;
организация правового просвещения руководителей и членов некоммерческих организаций (религиозных организаций, социально-ориентированных некоммерческих организаций, волонтерских и добровольческих организаций, общественных объединений, территориальных общественных самоуправлений, национальных объединений, организаций, осуществляющих выпуск (издание) средств массовой информации и др.), в целях мобилизации этих институтов гражданского общества для решения публично-организационных и общественно-значимых задач, обеспечения предоставления ими социальных, информационных и общественных услуг в соответствии с требованиями законодательства;
другие мероприятия.
2.9. Мероприятия по совершенствованию правового просвещения и воспитания детей, обучающихся и молодежи направленны на интеграцию образования в области прав человека в системе общего (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) и дополнительного образования детей и взрослых, среднего профессионального и высшего образования, разработку и внедрение дополнительных образовательных программ правовой тематики.
2.9.1. Мероприятия данного раздела обеспечивают правовое воспитание, просвещение, повышение правовой культуры и правовой активности молодежи, вовлечение молодого поколения в разработку и реализацию правопросветительских и правозащитных проектов, создание условий для изучения (познания) норм права на всех уровнях воспитательно-образовательных организаций.
2.9.2. Основным координатором реализации Концепции в части правового воспитания, просвещения, повышения правовой культуры и правовой активности молодежи, вовлечение молодого поколения в правопросветительские проекты целесообразно выступить Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальные органы управления образованием.
2.9.3. В данный раздел могут быть включены следующие мероприятия:
организация работы с обучающимися общеобразовательных учреждений и молодежью по формированию основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
проведение Дня правовой помощи детям;
организация и проведение единого урока права;
создание пресс-центров в образовательных учреждениях по формированию правосознания у учащихся и студентов;
организация и проведение образовательно-воспитательных площадок, направленных на воспитание идей нетерпимости расизма и этнической нетерпимости, правовое просвещение молодежи, профилактику экстремизма и терроризма, развитие межнациональных и межконфессиональных отношений;
обеспечение работы консультативных центров правового просвещения молодежи при библиотеках с использованием возможностей сети Интернет и правовых систем «КонсультантПлюс», «Законодательство России» и др.;
изучение состояния социально-психологического климата в детско-молодежных коллективах, анализ статистики антисоциальных явлений в школьной и студенческой среде, правонарушений и других антигуманных явлений;
развитие и поддержка правоохранительного движения, молодежных и детских объединений охраны правопорядка, вовлечение в работу несовершеннолетних, в том числе состоящих на профилактическом учете в комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних;
организация мероприятий по правовому просвещению и распространению информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
другие мероприятия.
2.10. Мероприятия по повышению правовой грамотности граждан различных целевых групп, включая социально незащищенных категорий граждан, направлены на информирование о способах и возможностях защиты своих прав и законных интересов посредством существующих правовых механизмов для различных целевых групп, включая социально незащищенные категории граждан.
2.10.1. Определение целевых групп, требующих дифференцированного подхода и концентрации ресурсов, осуществляется исходя из актуальности вопросов, потребности населения и полномочий лиц, ответственных за формирование и реализацию плана мероприятий.
2.10.2. Примерный перечень целевых групп, требующих дифференцированного подхода, для формирования плана мероприятий может быть представлен следующими категориями граждан:
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
семьи военнослужащих, в том числе находящихся на срочной военной службе;
коренные малочисленные народы Севера, в том числе проживающие на территориях традиционного природопользования и ведущие традиционный образ жизни;
граждане, проживающие в труднодоступных отдаленных населенных пунктах автономного округа;
граждане пожилого возраста, предпенсионеры, пенсионеры;
малообеспеченные семьи;
семьи, имеющие детей-инвалидов;
инвалиды;
маломобильные граждане;
лица с ограниченными возможностями здоровья;
многодетные семьи;
граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
несовершеннолетние и молодежь;
граждане, подлежащие призыву на военную службу;
граждане, имеющие определенные сложные заболевания;
граждане, проживающие в учреждениях интернатного типа;
мигранты и лица без гражданства;
лица, находящиеся в местах принудительного содержания и (или) готовящиеся к освобождению, освободившиеся из мест лишения свободы;
лица без определенного места жительства;
обманутые дольщики;
безработные граждане;
граждане, проживающие в непригодных для проживания помещениях или в многоквартирных домах, признанных аварийными или непригодными для проживания;
специальные субъекты, подверженные рискам коррупционных проявлений: государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, работники правоохранительных и контролирующих органов.
2.10.3. В данный раздел могут быть включены следующие мероприятия:
создание в специальных форматах адекватных потребностям лиц
с ограниченными возможностями здоровья условий доступа к правовой информации, услугам нотариуса, правозащитным институтам, для получения юридической и информационно-методической помощи для людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов по слуху, инвалидов по зрению, с ограничениями функций опорно-двигательного аппарата;
расширение доступа к официальной правовой информации граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах,
в том числе жителей сельской местности, коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни в территориях традиционного природопользования;
обеспечение доступа заключенных под стражу и осужденных
к юридической литературе и иным источникам получения правовой информации;
мероприятия по социальной адаптации легальных мигрантов
и пресечение нелегальной миграции, формирование у мигрантов правовых знаний законодательства Российской Федерации;
проведение приемов населения по правовым вопросам, в том числе
с организацией выездных консультаций в труднодоступные районы;
обучение навыкам грамотного выбора качественной и безопасной продукции и другим основам потребительских знаний, информирование
о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав;
мероприятия, направленные на обучение правовой грамотности педагогических работников, формирование правовой культуры педагогов, непосредственно участвующих в развитии правового просвещения обучающихся и молодежи;
мероприятия, направленные на повышение правовой культуры государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области реализации конституционных прав граждан;
другие мероприятия.
2.11. Мероприятия по развитию информационно-правовых ресурсов различных органов власти (федеральных, региональных), органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, в том числе в сети «Интернет», информированию граждан о деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления направлены на обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем и официальных сайтов.
2.11.1. Мероприятия данного раздела обеспечивают информирование населения автономного округа о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, формирование и продвижение позитивного имиджа автономного округа как внутри региона, так и за его пределами.
2.11.2. В данный раздел могут быть включены следующие мероприятия:
проведение оценки наполнения официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соблюдение принципа доступности и понятности правовой информации;
организация системы анализа и учета общественного мнения населения (социологические опросы) в сфере прав человека;
разработка и совершенствование форм информирования населения о деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, о видах и формах оказания населению государственных, муниципальных, в том числе юридических услуг, о способах реализации прав человека;
расширение доступа к официальной правовой информации граждан, проживающих в труднодоступных и малонаселенных районах;
проведение мониторинга востребованности правовой информации, размещенной на официальных сайтах исполнителей плана мероприятий по правовому просвещению в сети «Интернет» гражданами и юридическими лицами;
распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети «Интернет» информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;
изготовление и распространение печатных изданий, брошюр, буклетов, памяток, информационных материалов о правах человека, в том числе ребенка, электронных версий через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», организации
и учреждения различных форм собственности и ведомственной принадлежности;
освещение в телевизионных, радиовещательных, печатных средствах массовой информации и Интернет ресурсах хода выполнения плана мероприятий по правовому просвещению граждан.
2.12. План мероприятий по правовому просвещению граждан предусматривает правопросветительские технологии как дистанционного формата, так и контактного формата (непосредственное взаимодействие с аудиторией и участниками мероприятий, в том числе посредством видеоконференцсвязи), с применением различных форм просветительской деятельности, в том числе предусмотренные разделом 4 Концепции.
2.13. К участию в мероприятиях по правовому просвещению граждан могут привлекаться общественные помощники Уполномоченного по правам человека в автономном округе в рамках имеющихся компетенций.

3. Анализ результатов деятельности
по правовому просвещению граждан, сбор и обработка информации
о показателях реализации Концепции

3.1. Анализ результатов деятельности по правовому просвещению граждан, обработка информации о показателях реализации Концепции (далее – анализ результатов) проводится ответственными исполнителями самостоятельно или с привлечением иных организаций на основе установленной системы целевых показателей, целей и задач реализации Концепции. При этом важно учитывать общественное мнение и положительные социальные эффекты.
3.2. Анализ результатов целесообразно проводить на основании достигнутых показателей по каждой отдельно взятой задаче, определенной Концепцией.
3.3. Показатели реализации Концепции (раздел 6 Концепции) отражаются в результатах деятельности по правовому просвещению, по которым будет осуществляться сбор и обработка информации о реализации Концепции в автономном округе, оценка положения дел по правовому просвещению граждан, проживающих в автономном округе.
3.4. Анализ результатов деятельности по правовому просвещению граждан, обработка информации о реализации Концепции предполагает корректировки, изменения, дополнения планов мероприятий по правовому просвещению граждан.
3.5. Сбор информации о результатах деятельности по правовому просвещению граждан и информации о показателях реализации Концепции, где результаты достижения каждой задачи представляются качественными и количественными показателями, предполагается осуществлять по форме (приложение 2 к настоящим методическим рекомендациям) рабочей группой аппарата Уполномоченного по правам человека ежегодно.
3.6. Качественные показатели (анализ и оценка достигнутых результатов правового просвещения и выполнения задач Концепции) представляются в свободном описательном формате с указанием конкретных механизмов, системы мер, созданных условий и другой деятельности при исключении (по возможности) формального перечисления проведенных мероприятий. В описательной части анализа
и оценки достигнутых результатов обращается внимание на мероприятия, характеризующиеся новыми нестандартными технологиями и формами проведения, которые могут быть представлены на Координационном совете при Уполномоченном по правам человека для взаимного обмена опытом по вопросам правового просвещения граждан.
3.7. Количественные показатели детализируют показатели, установленные в разделе 6 Концепции.
3.8. Информация о результатах деятельности по правовому просвещению граждан, включая информацию о показателях реализации Концепции направляется исполнителями Плана комплексных мероприятий по реализации Концепции в аппарат Уполномоченного по правам человека ежегодно до 1 февраля года, следующего за анализируемым периодом.
3.9. Результаты мониторинга и оценка положения дел по правовому просвещению граждан ежегодно обсуждаются на Координационном совете при Уполномоченном по правам человека, отражаются Уполномоченным в ежегодном и (или) специальном докладе Уполномоченного по правам человека, которые представляются Губернатору автономного округа и в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Опубликовано: 21.01.2019 19:19        Обновлено: 31.01.2019 19:23