Размер:
Цвет:

Доклад Косович В.С. "О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРЕДПЕНСИОННЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРЕДПЕНСИОННЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Косович Владимир Степанович,

заместитель Председателя Общероссийского профессионального союза работников

нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз России)



Уважаемые коллеги, добрый день!

Продолжая начатый разговор о защите прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства, хотел бы сразу отметить, что одним из приоритетных направлений деятельности Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, который я представляю на сегодняшней Конференции, является защита социально-трудовых прав и экономических интересов членов Профсоюза, работающих на Севере и создание благоприятных условий не только для работы, но и для жизни на этих территориях.

Наличие дополнительных трудовых прав, социальных льгот и гарантий как раз и призваны формировать привлекательные условия для жизни и работы на Севере. Это те условия, которые способны переломить сложившуюся в современной России устойчивую тенденцию по снижению численности населения на Севере или хотя бы сократить ее масштабы.

Нефтегазстройпрофсоюз России, можно сказать со дня своего основания, активно отстаивал сохранение уровня социальных гарантий и компенсаций северянам, которые были установлены еще советскими нормативными актами. Нам удалось отстоять и вопросы регулирования вахтового метода организации работ: режима труда и отдыха, оплаты труда, льгот и компенсаций вахтовикам, организации медицинской помощи, что особенно актуально для нашей отрасли.

Однако с сожалением приходится отметить, что непопулярное решение о повышении общеустановленного возраста выхода на пенсию все же было принято и коснулось также и работников северных территорий.

Профсоюзы как представители работников последовательно, аргументированно и обстоятельно отстаивали позицию о нецелесообразности, о недостаточной проработанности и поспешности принятия такого решения. 

Но точка поставлена. И наша общая задача сегодня – оказать максимальную поддержку лицам, достигшим предпенсионного возраста, защитить их законные права и интересы.

Государство, справедливости ради нужно сказать, действительно установило дополнительные льготы и гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста. Я еще их раз напомню:

во-первых, - особые размер и период выплаты пособия по безработице;

во-вторых, - гарантии работникам при прохождении ежегодной диспансеризации;

в третьих, - защита от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу;

в четвертых, - налоговые льготы.

По вопросу выплаты повышенного пособия по безработице предпенсионерам в прозвучавших докладах сказано довольно подробно, в том числе и о том, что выплата данного пособия осуществляется с учетом районного коэффициента.

Решением Правительства Российской Федерации повышен размер пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, а также для граждан предпенсионного возраста, признанных в установленном порядке безработными. В этом году минимальная и максимальная величины пособия по безработице для безработных граждан составят 1500 рублей и 8000 рублей соответственно. А для лиц предпенсионного возраста - в размере 1500 рублей и 11 280 рублей соответственно.

В части заботы о здоровье лиц преклонного возраста, российские профсоюзы еще летом прошлого 2018 года внесли в Федеральный парламент предложения о том, что работающие граждане предпенсионного возраста должны иметь право на освобождение от работы для прохождения диспансеризации. Это предложение воплощено в жизнь: освобождение от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка закреплено в статье 185.1 Трудового кодекса РФ.

Работники не предпенсионного возраста для прохождения диспансеризации имеют право на освобождение от работы лишь на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Однако мы считаем, что с точки зрения расширения трудовых прав одних лишь государственных мер недостаточно.

Профсоюз, например, рекомендует нашим профсоюзным организациям на уровне коллективно-договорного регулирования предоставлять дополнительные льготы и гарантии такой категории работников.

Мы разработали методические рекомендации, в которых в том числе рекомендовали предусматривать отдельные разделы либо положения по вопросам регулирования труда лиц предпенсионного возраста или инициировать принятие работодателем локальных нормативных актов по данным вопросам.

Примерами таких мер могут быть следующие.

В части защиты от увольнения или сокращения лиц предпенсионного возраста:

при сокращении численности или штата работников дополнить перечень лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе, лицами предпенсионного возраста;

добиваться оставления на рабочих местах (при их наличии) работников данной категории, либо предоставлять другую работу с размером заработной платы не менее 90% от установленного заработка на прежнем рабочем месте;

при наличии по результатам заключения медкомиссии ограничений на исполнение трудовой деятельности по соответствующей профессии переводить таких работников на более легкий труд, отменить ночные смены и т.д.;

новые рабочие места создавать с учетом имеющихся лиц предпенсионного возраста.

В части медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения предлагается добиваться включения в акты социального партнерства:

оплачивать больничные листы в 100% размере;

оплачивать санаторно-курортное лечение работникам предпенсионного возраста;

расширять перечень медицинских услуг, предоставляемых лицам предпенсионного возраста, в рамках добровольного медицинского страхования с включением услуг по протезированию зубов, суставов, лечению онкологических заболеваний;

обеспечивать сертификатами для занятий ЛФК, либо возмещать соответствующие затраты.

Работа по установлению дополнительных льгот для лиц предпенсионного возраста структурными организациями Профсоюза уже начата.

Например, в ряде наших компаний неработающим пенсионерам, не получающим негосударственную корпоративную пенсию, ежеквартально оказывается материальная помощь с применением повышающих коэффициентов в зависимости от должности, с которой увольняются работники на пенсию.

При наличии финансовых средств по решению руководства компаний пенсионерам может быть оказана материальная помощь на лечение, обследование и приобретение лекарств и медикаментов. Также предусмотрены материальные выплаты к праздникам, юбилейным датам. Могут быть компенсированы расходы на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение на территории России.

При увольнении в связи с выходом на пенсию при общем трудовом стаже не менее трех лет ряд работодателей производит выплату единовременного пособия в размере от одного до двух месячных должностных окладов.

Для граждан предпенсионного возраста предусматривается и защита от преднамеренного увольнения. Действительно, внесены и уже вступили в силу поправки в Уголовный кодекс РФ: вводится уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста. В качестве наказания предусмотрен серьезный штраф в размере до 200 тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев) или обязательные работы до 360 часов.

Вслед за принятием Федерального закона Пленум Верховного Суда РФ в декабре 2018 года также принял руководящее постановление, в котором указал, что дискриминационные мотивы работодателя необходимо убедительно доказать, что на практике, на наш взгляд, осуществить будет весьма проблематично.

Следующее, поправки в Налоговый Кодекс РФ, - они направлены на сохранение федеральных льгот по имущественным налогам предпенсионерам, предоставляемых пенсионерам по состоянию на 31 декабря 2018 года: налоговый вычет по земельному налогу и освобождение от уплаты НДФЛ.

Правительством Российской Федерации утверждена программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста до 2024 года. Программой предусмотрено право граждан предпенсионного возраста пройти обучение для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Субъекты Федерации также вправе устанавливают дополнительные льготы для людей предпенсионного возраста.

Так, жителям города Москвы, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки: 

бесплатный проезд на транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен (кроме такси), а также на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении;

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);

обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих граждан бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по указанным путевкам;

право на получение адресной социальной помощи для москвичей, достигших возраста 50 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Но, несмотря на установление дополнительных льгот и преимуществ всем лицам предпенсионного возраста, профсоюзы не отказываются от своей позиции по исключению из перечня категорий граждан, в отношении которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, работающих и проживающих на Севере.

По инициативе Нефтегазстройпрофсоюза России в марте этого года Генеральный Совет Федерации независимых профсоюзов России принял Обращение к Правительству страны, депутатам Государственной Думы с предложением выступить с законодательной инициативой по исключению из перечня категорий граждан, в отношении которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, северян. Мы собрали уже более 120 тысяч подписей в поддержку данной инициативы. В день солидарности всех трудящихся 1 мая текущего года для нас – это был один из ключевых лозунгов. Съезд Федерации, который состоялся три недели тому назад и в работе которого принимали участие Президент России Владимир Владимирович Путин, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, вице-премьер Татьяна Голикова, также поддержал данную инициативу.

Мы будем продолжать обосновывать свою позицию по данному вопросу и дальше в переговорах, в том числе на площадке РТК - Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К слову, при обсуждении данного вопроса с представителями Минтруда России на заседании рабочей группы РТК 21 марта этого года, Пенсионному фонду России было предложено провести перерасчет суммы бюджетных средств, необходимых для выплаты пенсий на Севере, соответственно, женщинам с 50 лет и мужчинам с 55 лет. Стороны социального партнерства побудил к этому приведенный в ходе заседания официальный ответ Пенсионного фонда на запрос одного из «северных» территориальных объединений организаций профсоюзов, из которого следует, что расходы на выплату пенсий получателям страховой пенсии по старости проживающим на Севере в 2017-2018 годах составляли, 6,2 млрд. рублей и 6,1 млрд. рублей соответственно, что составляет менее 0,1% всех расходов Пенсионного фонда РФ.

При этом важно подчеркнуть, что для работников, занятых на вредных производствах (списки №1, №2, малые списки), несмотря на повышение общеустановленного возраста выхода на пенсию, сделали исключение и оставили прежний возраст выхода на пенсию. Мы поддерживаем данное решение, понимая, что оно обусловлено пагубным влиянием вредных условий труда на организм человека.

Также мы считаем, что здоровью работника, проживающего и занятого в природно-климатических условиях Севера, наносится аналогичный, то есть не меньший вред, вследствие чего возраст выхода на пенсию должен остаться на уровне, действовавшем до 1 января 2019 года. Однако именно этот «вредное условие» почему-то не было учтено при принятии решения о повышении пенсионного возраста этой категории Российских граждан. Более того, на наш взгляд, имеет место определенная дискриминация в отношении коренных малочисленных народов Севера.

В этой связи, коллеги, я должен еще раз напомнить, что на Севере существует целый ряд факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека: фактор холода; ветровой режим; повышенная геомагнитная активность; микроэлементный состав воды и пищи и многое другое.

Это приводит к наличию у работников, особенно предпенсионного возраста, проблем со здоровьем, что не позволяет продолжать трудовую деятельность. По уровню общей заболеваемости населения северные регионы находятся в числе «лидеров» в Российской Федерации.

Заболеваемость населения по всем основным классам болезней на Севере значительно превышает среднероссийские показатели. Так, по данным Росстата, показатель «болезни органов пищеварения» и «болезни органов дыхания» в 2017 году в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей превысил среднероссийский в 1,3 раза, показатель «некоторые инфекционные и паразитарные болезни» – в 1,4 раза.

По данным научно-исследовательских работ, на Севере на 7-10 лет раньше происходит истощение организма, наступает преждевременная старость. В 2016 году самая низкая продолжительность жизни при рождении была в Чукотском автономном округе. Она составила у мужчин 60 лет при 66 в среднем по России.

Если сравнить продолжительность жизни в других странах, где есть северные территории, то, например, в Канаде, в Норвегии в 2015 году она составила 82 года, в Дании – 80 лет, в Финляндии – 81 год. Я думаю, комментарии здесь будут излишни.

Снижает привлекательность Севера и сближение уровня заработной платы работников на Севере и в регионах с нормальными климатическими условиями. Во всяком случае об этом свидетельствует официальная статистика. Если в Мурманской области разрыв между среднеобластным и среднероссийским размерами среднемесячной заработной платы в 2000 году составлял 1,7 раза, то в 2018 году – 1,3 раза; в ХМАО в 2000 году – 3,8, в 2018 – всего 1,6.

При таком положении вещей, конечно, люди будут уезжать с Севера.

По этим объективным причинам сегодня не удается остановить такой отток населения с Севера. Данные переписей населения свидетельствуют, что при росте численности населения в России в последние годы на Севере происходит его уменьшение.

Таким образом возникает справедливый вопрос: «Какие же гарантии могут существенным образом повысить привлекательность Севера в глазах трудоспособного населения?»

По нашему мнению, первоочередной мерой должны стать особые условия выхода на пенсию, которые действовали до 1 января 2019 года (50 лет для женщин и 55 лет для мужчин).

На этом разрешите завершить своё выступление.

Благодарю за внимание!


Опубликовано: 18.06.2019 22:12        Обновлено: 25.06.2019 22:19