Размер:
Цвет:

Доклад Кучеренко А.В. "ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Кучеренко Александр Валерьевич,

исполняющий обязанности начальника управления

по надзору за исполнением федерального законодательства

прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Уважаемая Татьяна Николаевна!

Уважаемая Наталья Васильевна!

Уважаемые участники конференции!

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Это положение без преувеличения является одним из важнейших принципов организации и функционирования государства.

Наличие данной нормы в основном законе является своего рода локомотивом, обеспечивающим стремление к непрерывному эволюционному развитию России и, как следствие, повышению уровня благосостояния граждан.

Именно состояние дел в социальной сфере является одним из ключевых факторов стабильности в обществе. Даже незначительные колебания в этих вопросах напрямую отражаются на уровне доверия граждан к институтам органов власти.

Органы прокуратуры, как универсальный правозащитный элемент государственной системы, являются своего рода гарантом реализации гражданами социальных прав, предусмотренных российским законодательством.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека, в свою очередь, является одним из ведущих направлений деятельности органов прокуратуры.

Ежедневно прокурорам приходится разрешать возникающие у граждан проблемы, связанные с реализацией данных гарантий.

Только за прошлый год нами выявлено более 17 тысяч нарушений на этом направлении работы, по которым принято свыше 5 тысяч актов прокурорского реагирования. За нарушение прав граждан в результате прокурорского вмешательства к различным видам ответственности привлечены 4 тысячи виновных лиц.

Традиционно отдельное внимание уделяется обеспечению прав социально незащищенных категорий населения.

Нами установлены факты некачественного оказания им медицинской помощи, необеспечения их жизненно важными лекарствами и путевками на санаторно-курортное лечение, нарушения при социальном обслуживании, а также несоблюдение жилищных и трудовых прав таких граждан.

В каждом случае приняты меры реагирования, поставлен вопрос об ответственности виновных лиц.

В условиях изменения пенсионного законодательства, установления в результате этого дополнительных гарантий для граждан предпенсионного возраста, нами также внесены определенные коррективы в работу.

С момента вступления в силу новых положений их надлежащей реализации уделяется пристальное внимание.

С целью недопущения сокрытия противоправных фактов с гражданами проводится разъяснительная работа.

В рамках правового просвещения до них доводятся новые требования законодательства, разъясняется порядок защиты своих прав и возможность прокурорского реагирования при возникновении подобных обстоятельств.

Вместе с тем, сигналы о таких нарушениях носят единичный характер.

С момента нововведений к нам поступило только одно обращение о нарушении права гражданина предпенсионного возраста.

Так, в конце апреля текущего года в прокуратуру города Сургута поступило обращение о незаконном отказе в приеме на работу по возрастному критерию.

В результате проведенной проверки установлено, что по итогам собеседования заявителю поступил на электронную почту ответ, указывающий в том числе на такой мотив отказа в приеме на работу.

При этом подбором персонала занимался сторонний агент, с которым у предприятия был заключен гражданско-правовой договор. Непосредственно представителем работодателя такое решение не принималось.

В связи с ненадлежащей организацией работы по подбору персонала прокуратурой директору организации внесено представление. Его рассмотрение и фактическое устранение нарушений находится на контроле.

Единичный характер носят также сообщения данной тематики в органы предварительного расследования.

В текущем году зарегистрировано только два подобных сообщения. По итогам проведенных процессуальных проверок объективного подтверждения отказы в приеме на работу именно по причине предпенсионного возраста не установлены. Вынесенные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по ст. 144.1 УК РФ признаны законными.

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить ему причину этого в письменной форме в течение семи рабочих дней.

Таким образом, необходимая доказательственная база для наступления негативных последствий для такого представителя работодателя и, как следствие, обеспечение надлежащей защиты ищущего работу гражданина во многом сведены к наличию именно письменной формы отказа.

Однако, как правило, такие требования соискателями работы не предъявляются, а в случае их предъявления работодателями игнорируются, что существенным образом препятствует реализации предусмотренных законом гарантий.

Более того, сложившаяся до обсуждаемых нововведений практика, вытекающая из толкования трудового законодательства, указывает на то, что работодатель вправе отказывать в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами соответствующего работника.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать его способность выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него как профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), так и личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

В этой связи отказ по причине несоответствия работника деловым качествам, хоть и косвенно указывающий на дискриминацию в связи с достижением предпенсионного возраста, будет в целом соответствовать законодательству.

Несмотря на отдельные аспекты правоприменительной практики, работа на данном направлении органами прокуратуры осуществляется на системной основе.

Надзорные мероприятия нами будут продолжены.

Благодарю за внимание. Доклад окончен.

Опубликовано: 18.06.2019 22:05        Обновлено: 25.06.2019 22:06