Размер:
Цвет:

Доклад Чиркова С.А. "О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



Чирков Сергей Александрович,

заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации




Уважаемые коллеги!

Позвольте мне начать свое выступление с напоминания о том, из каких частей состоит наша пенсионная система, о том, что это огромный массив законодательства, важнейшее социальное и правовое явление.

В настоящее время можно выделить три подсистемы: обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, негосударственное пенсионное обеспечение, что и показано на слайде.

Самой большой по объему и выплат, и граждан, подпадающих под ее действие, является обязательное пенсионное страхование. Администрирование этой подсистемы и является главной обязанностью ПФР как страховщика по ОПС. Финансирование этой части пенсионной системы осуществляется за счет страховых взносов, поступающих в ПФР от работодателя. Сейчас по общему правилу тариф составляет 22 процента от фонда оплаты труда, при этом сам гражданин ничего не платит (за исключением лиц, работающих на себя, или самозанятого населения).

При этом ПФР выполняет и другие важнейшие социальные функции, на этом слайде показано какие. Выделю такие как: персонифицированный учет пенсионных прав, реализация программы материнского (семейного) капитала, создание и ведение баз данных, необходимых для социального обеспечения.

В итоге Фонд обладает самой большой информационной базой в социальном блоке, что делает его незаменимым участником системы межведомственного взаимодействия в рамках оказания государственных услуг. Фактически услугами Фонда охвачено все население нашей страны.

Но все же главная обязанность Фонда, самая крупная, - это реализация пенсионного законодательства.

Преобразования пенсионной системы с учетом современных экономических, социальных и демографических реалий это длительный процесс. За последние годы было многое сделано. Так, в 2000-е годы был установлен гарантированный минимальный уровень материального обеспечения пенсионера не ниже величины ПМП в субъекте Российской Федерации; повышен уровень пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (так называемая валоризация пенсионных прав); значительно увеличен средний размер трудовой пенсии.

Сейчас эти преобразования осуществляются согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, утвержденной Правительством нашей страны в 2012 году. Причем в этой Стратегии закреплены три главных цели, на которые нацелены преобразования:

Это:

- гарантирование социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

- обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;

- удержание на приемлемом уровне страховой нагрузки на экономику страны.

На этом слайде показаны основные мероприятия, которые уже реализованы и нашли свое воплощение в законодательстве согласно установленным целям.

Так, введена новая пенсионная формула, которая стимулирует граждан к легальной занятости, поскольку в ее основу положен индивидуальный пенсионный коэффициент – показатель, который зависит от белой зарплаты гражданина и максимальной величины заработка, подлежащего страхованию. В этом году эта максимальная величина составляет 1 150 000 рублей. Гражданину, получающему максимальную зарплату, начисляется за год 10 баллов, у того, кто имеет меньшую зарплату, искомая величина пропорционально снижается. Пенсионные коэффициенты или, как говорят в народе, баллы за всю трудовую жизнь человека суммируются и затем умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается федеральным законом с учетом индексации. С приобретенной величиной пенсионных баллов можно ознакомиться любым удобным способом, очень удобно это делать через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Так, введена новая пенсионная формула, которая стимулирует граждан к легальной занятости, поскольку в ее основу положен индивидуальный пенсионный коэффициент – показатель, который зависит от белой зарплаты гражданина и максимальной величины заработка, подлежащего страхованию. В этом году эта максимальная величина составляет 1 150 000 рублей. Гражданину, получающему максимальную зарплату, начисляется за год 10 баллов, у того, кто имеет меньшую зарплату, искомая величина пропорционально снижается. Пенсионные коэффициенты или, как говорят в народе, баллы за всю трудовую жизнь человека суммируются и затем умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается федеральным законом с учетом индексации. С приобретенной величиной пенсионных баллов можно ознакомиться любым удобным способом, очень удобно это делать через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Очень важно, что пенсионному праву свойственна так называемая ретроспективность применения законодательства.

Пенсионное право тоже «любит» основательно заглянуть в историю: при назначении пенсии возможно применение правовых норм, которые содержатся в законах, действовавших в период работы лица, обратившегося за пенсией, но к этому моменту официально утративших силу. Это и есть суть ретроспективности применения законодательства в пенсионном праве. А иначе и быть не может, поскольку страховая пенсия зарабатывается всю трудовую жизнь человека, за которую условия и нормы пенсионного обеспечения могут меняться, причем неоднократно, а приобретенные пенсионные права должны быть сохранены в обязательном порядке. Это касается и расчета пенсии, что показано на этом слайде.

Претерпели изменения и вопросы определения права на страховую пенсию по старости. Эти требования стали чуть жестче, но по-прежнему достаточно легко выполнимы. По окончании переходного периода страховая пенсия будет назначаться лицам, имеющим 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных коэффициентов. При этом в страховой стаж засчитываются 10 нестраховых периодов, что совсем облегчает задачу по стажу и величине баллов. Так, в стаж зачитываются периоды военной службы, ухода за ребенком, безработицы, ухода за инвалидом 1 группы или лицом, достигшим возраста 80 лет. Интересно, что в новом пенсионном законодательстве впервые в истории отечественного пенсионного права большее количество детей значительно увеличивает пенсию. Так, коэффициент по уходу за первым ребенком составляет 1,8, а по уход за третьим уже 5,4. Благодаря новой формуле Фонд в течение последних трех лет осуществил перерасчет пенсии по нестраховым периодам более 7 млн. человек, при этом средняя прибавка к пенсии составила порядка 420 рублей.

По понятным причинам самой резонансной темой пенсионных преобразований является постепенное повышение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии на общих основаниях для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин с 55 до 60 лет. Увеличение пенсионного возраста происходит не одномоментно, а постепенно, исходя из необходимости адаптации граждан к происходящим изменениям и создания условий для разумного переходного периода.

Отмечу, что нашему законодательству по-прежнему свойственна половая дифференциация пенсионного возраста, что обуславливается особым социальным и правовым статусом женщины как матери.

Принципиально важно, что законодатель при переходе к новому пенсионному возрасту предусмотрел ряд и других адаптационных механизмов, как того и требуют правовые позиции Конституционного Суда России. На этом слайде они обозначены. Я их перечислю.

Ниже на слайде показан переходный период, в течение которого повышается пенсионный возраст. Констатируем следующие факты:

Исходя из указанной таблицы, констатируем следующие факты:

а) повышение пенсионного возраста началось с 2019 года;

б) шаг ежегодного повышения составляет 12 месяцев;

в) переход к «новому» нормативному пенсионному возрасту, по сути, завершится в 2028 году, когда право на страховую пенсию по старости будет возникать у мужчин, достигших возраста 65 лет, и женщин, достигших возраста 60 лет;

г) в переходный период определение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в отношении конкретного лица зависит от года достижения им «старого» пенсионного возраста или фактически от года его рождения. Исключаются ситуации, когда граждане одного года рождения будут поставлены в разное положение в зависимости, к примеру, от даты выработки ими необходимого страхового стажа или приобретения требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Так, мужчина, достигший возраста 60 лет в 2021 году, право на страховую пенсию по старости приобретает по достижении 63 лет, даже если требуемый стаж и (или) искомую величину индивидуального пенсионного коэффициента он приобрел только в 2022 году;

Принципиально важно, что в отношении лиц, достигающих «старого» пенсионного возраста в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г., принимая во внимание их особую «близость» к происходящим изменениям и связанную с этим фактом объективную необходимость усиления адаптационного механизма, закреплена специальная дополнительная льгота в части сроков назначения пенсии.

Данным гражданам пенсия может назначаться ранее достижения «нового» пенсионного возраста, но не более чем на шесть месяцев. Из этого следует, что, например, в 2019 г. обычная страховая пенсия по старости может быть установлена мужчине в 60 лет и 6 месяцев, то есть на полгода ранее «нового» нормативного пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста затрагивает и страховую пенсию по старости, досрочно назначаемую лицам, отработавшим установленное количество лет в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. Также вводятся новые сроки назначения пенсии педагогам и медицинским работникам. Здесь также идет повышение на пять лет с учетом всех льгот по переходному периоду.

При этом сами по себе эти досрочные пенсии сохранены, требования к стажу здесь остаются прежними, нисколько не увеличиваются.

На этом слайде показаны виды пенсий, которых не затрагивает повышение пенсионного возраста, для них все остается как прежде. Например, как назначалась досрочная пенсия по Списку № 1 в 50 лет мужчинам и в 45 лет женщинам, так и будет назначаться. Данный подход обуславливается воздействием вредного фактора и уплатой в связи с этим страхователем дополнительного тарифа страховых взносов.

Кстати, отмечу, что такой развитый институт досрочных пенсий есть только в нашей стране. Только для назначения досрочной страховой пенсии существует 27 оснований. Фактически каждый четвертый пенсионер выходит на пенсию в нашей стране досрочно (и это не считая пенсий по инвалидности).

Особое внимание обратим на новые виды пенсий. На этом слайде показаны условия назначения досрочной пенсии лицам, имеющим длительный страховой стаж. Для мужчин требуется 42 года, для женщин 37 лет. При этом к исчислению стажа применяются жесткие требования по сравнению с обычными пенсиями. В этот стаж включается только работа на территории России (и до 1 января 1991 г. (распада СССР) – на территории Советского Союза). Нестраховые периоды в стаж не включаются, за исключением периода временной нетрудоспособности.

Важно, что рассматриваемая норма стала иметь значение сразу после 1 января 2019 года. Граждане, имеющие длительный страховой стаж, имеют право на назначение этой пенсии с 1 января.

Поэтому Фонд заблаговременно выявляет всех таких лиц, в том числе с помощью сведений индивидуального (персонифицированного) учета, чтобы своевременно назначить им пенсии. К настоящему моменту назначено более семи тысяч пенсий за длительный стаж.

На этом слайде показано, что количество детей будет влиять на определение права на пенсию в большей степени, чем ранее. Введена достаточно серьезная дифференциация пенсионного возраста исходя из фактора многодетности. Пенсия женщинам, имеющим трех детей, будет назначаться в 57 лет, четырех детей – в 56 лет. Иными словами, каждый ребенок снижает нормативный пенсионный возраст на один год. При этом не учитываются дети, в отношении которых лицо было лишено родительских прав.

Многодетные мамы – это социально значимая категория граждан, которая требует особого подхода. Поэтому органы ПФР организовали работу с органами власти субъектов по выявлению таких мам, по разъяснения им норм законодательства, в том числе о том, сколько стажа им необходимо заработать, помимо нестраховых периодов, чтобы свое право на пенсию реализовать.

Мамы, работавшие на Севере и имеющие двух детей, по-прежнему выходят на пенсию в 50 лет.

На этом слайде вашему вниманию показаны иные новые нормы пенсионного законодательства, которые направлены на улучшение пенсионного обеспечения граждан и вступали в силу в этом году. Я их сейчас перечислю, а затем основные прокомментирую отдельно.   

Сначала о норме, которую долго ждали сельские жители. С 1 января 2019 г. «разморожено» повышение им фиксированной выплаты на 25 процентов. При каких условиях им устанавливается это повышение показано на слайде (наличие не менее 30 лет сельского стажа, отсутствие работы, проживание в селе).

Органами ПФР уже с 1 января была обеспечена выплата пенсий селянам в новом размере, при этом перерасчет был осуществлен без явки к нам граждан. Те граждане, в пенсионных делах которых отсутствуют данные о необходимом сельском стаже, могут представить в орган ПФР документы, подтверждающие такой стаж. Если такие документы поступят до конца 2019 года, повышение пенсионерам будет также установлено с 1 января 2019 года с выплатой за все прошлое время.

Сельское повышение установлено уже 919 тыс. пенсионеров.

В настоящее время прорабатывается вопрос о дополнении списка сельских профессий.

Президентом нашей страны была поставлена задача по индексации страховых пенсий выше уровня инфляции, что и было закреплено в новом законодательстве. С 1 января текущего года органы ПФР проиндексировали страховые пенсии более, чем на 7 процентов (при инфляции за 2018 год – 3,7 процента). Данная мера затронула более 32 миллионов неработающих пенсионеров и потребовала дополнительно 364,1 млрд.рублей. Также в этом году были проиндексированы ежемесячные денежные выплаты льготникам и социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.

В Законе впервые в истории закреплена индексация страховых пенсий на 6 лет вперед. Пенсии будут расти выше инфляции. На этом слайде показаны суммы стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии в рублях до 2024 года включительно. Меньше этих цифр быть не может.

На этом слайде показан рост среднего размера пенсии с учетом повышения пенсионного возраста. Произойдет увеличение в среднем на 1 000 рублей в месяц и рост средней пенсии к 2024 году составит к 2024 году до 20 000 рублей.

С 2025 года вводится механизм двухступенчатой индексации, исходя из уровня инфляции и роста зарплаты в стране, что также позволит обеспечить постоянное увеличение размера пенсии на уровень выше инфляции.

Кроме того, в текущем году во исполнение февральского послания Президента Федеральному Собранию был усовершенствован механизм предоставления гражданам социальной доплаты к пенсии. Это касается неработающих лиц, получающих пенсию до уровня ПМП.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством социальная доплата к пенсии  устанавливалась при условии, что общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины ПМП в регионе его проживания. Размер социальной доплаты пересматривался в сторону уменьшения в случае роста пенсий, социальных доплат и мер социальной поддержки. Если в результате индексации общая сумма материального обеспечения превышала региональный ПМП, то гражданин переставал получать социальную доплату. Тем самым такой гражданин в связи с индексацией пенсии не ощущал повышения своего уровня материального обеспечения.

Новым законом изменена существующая схема: сначала устанавливается социальная доплата в размере, необходимом для доведения материального обеспечения пенсионера до уровня ПМП в регионе, а затем осуществляется индексация пенсии и ЕДВ. Таким образом, материальное обеспечение неработающего пенсионера в каждом году будет превышать уровень ПМП на сумму индексации пенсии и ЕДВ в текущем году.

В мае текущего году органы ПФР осуществили перерасчет сумм доплаты и пенсии правомочных граждан и осуществили ее выплату с учетом сумм доплаты с 1 января 2019 года. На слайде показано, что новые нормы затронули порядка 4,5 млн. человек, получающих федеральную или региональную социальную доплату.

С 1 января 2019 года окончательно разрешен вопрос о порядке выплаты пенсии гражданину-банкроту. После внесенных изменений однозначным образом установлено, что выплата пенсии такому лицу осуществляется в полном объеме, на основании его заявления.

Правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самих пенсионных законах, если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов. В случае наличия конкурирующих норм (в специальном пенсионном законе и в ином законодательном акте, который не имеет своей целью регулирование пенсионных правоотношений) приоритет всегда остается за пенсионным законодательством. Такой подход обуславливается, в том числе, международно-признанным и конституционным характером права на пенсионное обеспечение.   

Вместе с тем эти изменения в законодательство не исключают возможности при получении от финансовых управляющих надлежаще оформленных запросов представлять им информацию о способе получения пенсии банкротом.

На этом слайде показано еще одно важнейшее нормативное нововведение этого года. Как известно, Право на социальную пенсию предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам.

Вообще в современных условиях подтверждение факта постоянного проживания в целях правового регулирования различных общественных отношений является достаточно трудным и щепетильным вопросом, учитывая гарантированное Конституцией Российской Федерацией право каждого лица, находящегося законно на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Для права социального обеспечения этот вопрос носит далеко не праздный характер, поскольку достаточно часто различные выплаты и меры социальной поддержки связываются с местом жительства лица, особенно это касается выплат по линии субъектов Российской Федерации, имеются такие случаи и в федеральном законодательстве. Традиционно для этой цели в пенсионном обеспечении использовался и продолжает использоваться институт регистрации граждан по месту жительства, который в своем генезисе связан с таким понятием еще советского права как прописка.

Вместе с тем КС РФ уже давно и неоднократно в своих решениях указывал, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером.

Еще совсем недавно в рамках имевшегося правового регулирования документом о постоянном проживании, требуемом для назначения социальной пенсии, признавались только документы, содержащие сведения о регистрации по месту жительства.

Тем самым часто на практике граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства, но фактически постоянно проживающие в нашей стране, в целях назначения социальной пенсии подтверждали факт постоянного проживания в судебном порядке, что, конечно, неудобно и сопряжено со значительными временными и трудовыми затратами.

В связи с данными обстоятельствами приказ Минтруда России от 28 января 2019 г. № 43н, вступивший в силу с 4 марта 2019 г., ввел новый способ подтверждения факта постоянного проживания для назначения социальной пенсии. Отныне постоянное проживание гражданина, не имеющего подтвержденного регистрацией места жительства на территории нашей страны, для назначения и выплаты социальной пенсии может подтверждаться его личным заявлением по определенным правилам.

При этом выплата социальной пенсии гражданам, подтвердившим место жительства личным заявлением, может осуществляться не более года, далее для продолжения ее получения они должны либо представить новое заявление, либо подтвердить постоянное проживание в нашей стране документом, который содержит сведения о регистрации по месту жительства, если таковая у них появилась.

Ежегодного подтверждения постоянного проживания для выплаты социальной пенсии гражданам, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства, не требуется: в случае выплаты пенсии через организацию почтовой связи, а также в отношении пенсионеров, осужденных к лишению свободы, либо проживающих в медицинской, стационарной, образовательной или иной организации.

Следующее уточнение законодательства произошло в связи с позицией Конституционного Суда РФ.

Суд установил, что условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории России иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, - причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Иное означает нарушение конституционного принципа равенства, порождает не согласующуюся с конституционно значимыми целями дифференциацию правового положения детей умершего кормильца, обучающихся в иностранных образовательных организациях, единственным основанием которой выступает способ поступления в соответствующее учебное заведение, что приводит к необоснованным различиям при реализации указанными лицами конституционного права на социальное обеспечение в случае потери кормильца.

В этой связи пункт 1 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ был признан не соответствующим Конституции в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Поэтому законодатель внес в пенсионный закон соответствующие изменения.

24 апреля 2019 г., в преддверии Великого Праздника, Президентом Российской Федерации Путиным В.В. был подписан Указ № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», согласно которому, отдавая дань глубокого уважения участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории нашей страны, а также в прибалтийских государствах – бывших республиках СССР (Латвия, Литва и Эстония), начиная с 2019 г. производится ежегодная денежная выплата. Ее размер составляет 10 тысяч рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.

Вообще праздничные выплаты к Дню Победы можно назвать традиционными для отечественного права социального обеспечения, вместе с тем до настоящего времени такие выплаты носили единовременный характер, выплачивались правомочным гражданам один раз (одномоментно) к соответствующей дате.

Теперь же выплата к Дню Победы приобрела вместо единовременного постоянный периодический характер, что означает ее автоматическое осуществление раз в год к праздничной дате без какого-либо дополнительного нормативного правового акта и действий со стороны ее получателя. Она является пожизненной и бессрочной.

В этом году выплата уже осуществлена органами ПФР «своим» пенсионерам.

Также в этом году во исполнение Послания Президента произойдет увеличение размера ежемесячных выплат по уходу за детьми – инвалидами. С 1 июля их размер будет составлять 10 000 рублей.

Напомню, что право на установление ежемесячной выплаты в указанной сумме имеют проживающие на территории нашей страны родители (усыновители) или опекуны (попечители), которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Вместе с тем «ухажер» должен относиться к категории трудоспособных и при этом не работать, то есть не осуществлять трудовую и (или) иную оплачиваемую деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию и, соответственно, за него (или им) уплачиваются страховые платежи в Пенсионный фонд России

Теперь от пенсионных новостей к предпенсионным. Ну а если серьезно, то в связи с повышением пенсионного возраста у Фонда появилась новая функция, назовем ее – подтверждение статуса пред-пенсионера. Ситуация осложняется тем, что единого понятия пред-пенсионного возраста не имеется, что потребовало от Минтруда и Фонда разных подходов к этому процессу и организации соответствующей работы. Вместе с тем все необходимые меры были предприняты вовремя, и с 1 января текущего года подтверждение статуса предпенсионера осуществляется в установленном порядке.

На этом слайде обозначены критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста для разных целей. Для Налогового кодекса – это соблюдение требований по «старому» пенсионному возрасту, для целей занятости и трудовых правоотношений – это 5 лет от нового пенсионного возраста. Иными словами, главный критерий – возраст, кроме так называемых досрочников.

Для досрочников – это, кроме возраста, выполнение иных, предусмотренных законодательством условий. Например, для лиц, работающих по спискам, это факт работы по специальности и достижение соответствующего возраста. Для тех, кто уже не работает по спискам, это выработка полного специального стажа.

Знание данных критериев необходимо нам для правильного отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста. Ведь именно информация ПФР является правоопределяющей при предоставлении различных льгот и мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста.

На следующем слайде обозначены все партеры и контрагенты, которые будут получать и использовать нашу информацию о предпенсионерах. Как и положено в условиях развития цифровой экономики, главный способ взаимодействия СМЭВ, но возможны и соглашения.

Так, в конце 2018 года были заключены соглашения со всеми службами занятости субъектов нашей страны, на основании которых в эти органы предоставляется информация о предпенсионерах. Уже на основании этих соглашений была предоставлена информация в отношении 180 тыс. граждан.

Заключение соглашений с работодателями тоже является насущной задачей, это необходимо для предоставления предпенсионерам и пенсионерам оплачиваемых работодателями дней для прохождения диспансеризации. Главное, чтобы люди не ходили в Фонд за справками. А без соглашений этого сделать не получится.

Могу констатировать, сейчас уже заключено более 1,1 млн. соглашений. Мы стараемся охватить всех страхователей, имеющих не менее 25 наемных работников (подход как в ПУ при электронном документообороте). Уже предоставили более 140 тыс. сведений работодателям.

Понятно, что гражданам предоставлено право обратиться самим в ПФР и получить для своих целей сведения об отнесении его к лицам предпенсионного возраста. Для этого гражданину доступны все возможные способы получения информации: обращение в нашу клиентскую службу, в МФЦ, получение сведений через ЛКЗЛ и ЕПГУ.

Сведения об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста будут формироваться автоматически на основании данных имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в том числе сведений (индивидуального) персонифицированного учета. Фактически будут два варианта ответа: «относится» и «не относится» (для тех или иных целей).

Если на основании наших данных гражданин не признан предпенсионером, но он уверен в обратном, никто не мешает обратиться ему за уточнением лицевого счета в установленном порядке и представить необходимые документы. Но это уже другая услуга, после завершения которой гражданин может обратиться за новыми сведениями и получить их.

Кстати, новое право граждан обращаться в ПФР за подтверждением статуса предпенсионера, Фонд использует ему на благо и с точки зрения его дальнейшего пенсионного обеспечения. Мы уточнили и принцип нашей заблаговременной работы. Любое обращение предпенсионера к нам используется для проверки и уточнения его пенсионных прав.

Поэтому таких граждан знакомят с выпиской из лицевого счета, при необходимости получают от него недостающие документы, оказывают ему содействие в подтверждении того или иного периода стажа с тем, чтобы его сведения персучета были идеальными.

С 1 января 2019 г. мы подтвердили статус предпенсионера 153 тыс. граждан, который обратились в органы Фонда.

В рамках реализации пенсионного законодательства Пенсионный фонд уделяет огромное внимание информационно-разъяснительной работе. Важность повышения пенсионной грамотности населения трудно переоценить. На этом слайде показаны наши основные направления работы в этой части.

На этом слайде показана наша оперативная работа по разъяснению самых важных пенсионных нововведений этого года. Это и предпенсионные льготы, и период повышения возраста, и индексация, и повышение пенсий селянам.

В своей работе Фонд использует все возможные способы доведения информации до граждан, обращу особое внимание на «горячую линию» и консультации в режиме онлайн.

На этом слайде показаны результаты работы в печатных СМИ в период с сентября 2018 по май 2019 года.

Конечно, одной из главных целей – является превентивное создание и размещение актуальных информационно-разъяснительных материалов.

С моей точки зрения, прекрасным инструментом получения данных о пенсионном обеспечении, а также получения государственных услуг являются электронные сервисы Фонда, а также мобильное приложение. Достаточно иметь регистрацию в ЕСИА, и в орган Фонда можно не приходить, получая всю необходимую информацию что называется «с дивана».

Сейчас отмечу, что в последние годы получили серьезное позитивное развитие обеспечивающие или процедурно-правовые гарантии права на пенсию. Это те нормы, которые в совокупности создают правовой механизм практической реализации имущественного права на пенсию.

В целом анализ современного пенсионного законодательства в части установленных процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию позволяет сделать однозначный вывод – развитие правового регулирования улучшает положение заинтересованных лиц, предоставляя им новые средства и способы обеспечения права на пенсию.

Такое развитие событий полностью соответствует одному из основных принципов пенсионного права на современном этапе его развития - принципу обеспечения надлежащих и удобных условий для реализации и защиты гражданами права на пенсионное обеспечение. Данный принцип необходим для того, чтобы граждане реализовывали свое конституционное право на пенсию в полном объеме, а пенсионные процедуры ориентировались на интересы заявителей. Порядок реализации права на пенсионное обеспечение должен быть таким, чтобы правомочные лица не встречали административных преград при обращении за ним.

Например, в настоящее время документы для назначения пенсии могут быть представлены самим гражданином (в первую очередь, документы личного хранения), запрошены органом Пенсионного фонда России от другого государственного органа, в том числе по системе межведомственного взаимодействия, а могут находиться во внутренней информационной системе Фонда и его территориальных органов (сведения индивидуального персонифицированного учета, данные о фактах назначения и выплаты пенсии, о том или ином статусе заявителя и др.). Очевидно, что первый вариант со временем играет все меньшую роль. Во-первых, это связано с тем, что с каждым годом увеличивается количество лиц, пенсионные права которых полностью учтены в базе индивидуального (персонифицированного) учета, функционирующей в системе обязательного пенсионного страхования, во-вторых, налицо общегосударственная тенденция создания информационных ресурсов, содержащих значимые юридические факты о гражданах нашей страны, которые используются для оказания государственных услуг, в-третьих, развитие электронных сервисов и их использование в целях предоставления государственных услуг позволяет абсолютно по новому взглянуть на, казалось бы, еще недавно безоговорочно понятные и объективно обусловленные положения законодательства. Например, отсутствует необходимость истребования документа, удостоверяющего личность, от гражданина, подавшего заявление о назначении пенсии через ЛКЗЛ или ЕПГУ, принимая во внимание, что в этой ситуации его личность идентифицируется специально созданной для целей предоставления государственных услуг в электронном виде Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), а корректность паспортных данных заявителя проверяется через соответствующий сервис МВД России в системе межведомственного взаимодействия.

На предлагаемом вниманию слайде указаны основные из принятых нормативных мер.

В итоге полностью изменился пенсионный процесс. Произошло изменение принципа – все должны делать пенсионные органы, а не человек.

На этом слайде показана технология назначения пенсии на современном этапе. Гражданин направляет электронное заявление, на основании этого заявления орган ПФР проверяет его пенсионные права в своей системе, запрашивает необходимые сведения о гражданине у контрагентов или использует данные государственных информационных систем, и затем назначает и выплачивает пенсию. Конечно, есть сложные случаи, в первую очередь, с гражданами, прибывшими из стран СНГ, но это уже другая история

Пенсионный фонд России и его территориальные органы в своей оптимизационной деятельности учитывать современные информационные технологии и пользуются на благо людей всеми возможностями, которые им предоставляются современным правовым регулированием в области оказания государственных услуг, что в итоге должно предоставить абсолютному большинству граждан возможность назначения пенсии без посещения клиентской службы территориального органа ПФР.    

Федеральный реестр инвалидов отмечу особо.

Фонд первый из всех структур стал использовать ФГИС ФРИ в практических целях. До этого в течение почти двух лет в наших территориальных органах шел пилотный проект, который постепенно охватил все наши отделения.

С 1 января 2019 г. закреплена законодательная возможность назначения пенсии по данным ФРИ. Теперь пенсии назначаются на основании данных этого реестра. Это не только удобно для граждан, но служит развитию электронного пенсионного процесса.

Как видно из слайда, в этом году более 111,5 тысяч пенсий назначены на основании данных реестра.

И в дальнейшем будут предприниматься все меры, направленные на усиление процедурных гарантий реализации права на пенсию, а будущее – за проактивным оказанием государственных услуг.

Необходимо отметить следующую важную сформировавшуюся тенденцию в развитии процедурных норм пенсионного законодательства – отказ от необходимости подачи правомочными лицами заявлений в целях увеличения размера пенсий в тех ситуациях, когда от человека не требуется представление юридически значимой информации (она имеется в распоряжении пенсионного органа или может быть им получена через систему межведомственного взаимодействия от других государственных органов).

Беззаявительный подход будет в дальнейшем находить все большее распространение в процедурных пенсионных правоотношениях. Залогом этому является и названный выше принцип пенсионного права, и развитие информационных технологий, которые позволяют получать все сведения, необходимые для пенсионного обеспечения граждан, без их непосредственного участия. По существу, в пенсионном праве снижение количества действий заявителя, которые он должен предпринять для реализации своих пенсионных прав в полном объеме, его спокойствие и удобство означает усиление юридических гарантий получения гражданами пенсии.

В заключение отмечу, что международное пенсионное право в нашей стране активно развивается. Порукой этому является такие обстоятельства как: интернационализация экономики, усиление интеграционных процессов, формирование мирового рынка труда и постоянный рост межгосударственной миграции населения. В связи с этим возникает вопрос соблюдения пенсионных прав трудящихся – мигрантов. А этого без международных договоров сделать нельзя.

Так, готовится к подписанию проект соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского Экономического Союза, которыми, как известно, являются наша страна, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

В качестве примера двустороннего сотрудничества государств в социальной сфере приведем перечень действующих международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы установления и выплаты страховых пенсий. Эти договоры условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.

Подписанные СССР

Подписанные Россией

1.Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г. (применяется в отношениях со Словакией);

2.Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

3.Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

4.Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 года.

1.     Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ от 13 марта 1992 г.;

2.     Временное Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.;

3.     Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.;

4.     Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

5.     Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

6.     Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.;

8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

9. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.;

10. Договор между РФ и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 г.;

11. Договор между РФ и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.;

12. Договор между РФ и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г.;

13.Договор между РФ и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 г.;

14. Соглашение между РФ и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан РФ, постоянно проживающих в Республике Абхазия от 14 апреля 2015 г.;

15. Договор между РФ и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 июня 2016 г.;

16. Соглашение между РФ и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан РФ, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия от 25 ноября 2016 г.

17. Договор между РФ и Республикой Сербией о социальном обеспечении от 19 декабря 2017 года.

Опубликовано: 18.06.2019 21:40        Обновлено: 25.06.2019 21:59