Размер:
Цвет:

Доклад Стребковой Н.В. "О ПРАВАХ ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: РИСКИ И ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ"

О ПРАВАХ ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: РИСКИ И ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ




Стребкова Наталья Васильевна,

Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре





Уважаемые участники конференции!

Пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты россиян.

Изменения в законодательстве пенсионной системы стали наиболее активно обсуждаемым вопросом минувшего года.

Справедливости ради следует отметить, что новые параметры пенсионной системы одновременно предусматривают ряд мер социальной поддержки государства, в том числе по сбалансированию соотношения работающих граждан и пенсионеров, непосредственной поддержке лиц предпенсионного возраста путем сохранения федеральных и региональных льгот.

Так с 1 января 2019 года в действие вступил новый федеральный закон № 378 (30.10.2018). Он внес изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). По положениям документа работающие граждане, которые в связи с пенсионной реформой выйдут на заслуженный отдых по новым правилам, вправе воспользоваться льготами при уплате земельного и имущественного налогов не с момента выхода на пенсию, а с возраста. Освобождение от налогов мужчин в 60 лет, а женщин в 55 лет (для «северян» - 55 и 50 лет соответственно).

Нормами закона № 350-ФЗ (03.10.2018) определяется понятие предпенсионного возраста. Им считается период трудовой деятельности продолжительностью пять лет до момента назначения пенсии. Освобождение от уплаты налогов касается не всех предпенсионеров, а лишь тех, кто достиг предельного возраста – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Физические лица (женщины после 55, а мужчины 60 лет) по федеральному законодательству с января 2019 года наравне с пенсионерами имеют привилегии при уплате налогов, в том числе:

имущественный: освобождаются полностью от уплаты ежегодного взноса на один однотипный объект недвижимости, находящийся у них в собственности;

земельный: предоставляется налоговый вычет на один надел, находящийся на территории России.

Справочно: Полагающаяся льгота распространяется лишь на один однотипный объект недвижимости: дом (либо его часть); квартира (либо ее часть); гараж; комната; парко-место; помещения под мастерские, студии, ателье; хозяйственные постройки, по площади, не превышающие 50 кв. м, если они расположены на приусадебных и дачных участках или землях с целью ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. Если у гражданина более одного однотипного объекта недвижимости (например, две квартиры), за второе строение он должен будет платить взнос полностью.

Для получения полагающейся льготы по имущественным налогам пенсионерам в обязательном порядке нужно предоставить в любое отделение Налоговой инспекции заполненное заявление, паспорт и документ, свидетельствующий о праве собственности предпенсионера на имущество.

Также предусмотрены льготы по земельному налогу.

Мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет с января 2019 года полагается новая льгота – вычет при оплате земельного налога.

Справочно: До этого времени преференцией могли воспользоваться только федеральные льготники (инвалиды, ветераны и т. д.). Необлагаемая сумма – кадастровая стоимость 6 соток земли. Граждане, которые имеют земельные наделы меньше этого значения, получают полное освобождение от уплаты налогов. Налоговый вычет предоставляется только на один участок земли вне зависимости от его стоимости, хозяйственного назначения и места нахождения. Предпенсионер самостоятельно определяет, для какого надела будет применяться льгота, и предоставляет сведения в Налоговую инспекцию посредством отправки уведомления. Если такая информация не поступила, вычет исчисляется с участка, который имеет максимальную стоимость. Для получения льготы в первый раз нужно обратиться в любой налоговый орган с заявлением (его можно также оформить через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы или отправить заказным письмом).

Кроме федеральных льгот все субъекты Российской Федерации в разной степени предусмотрели сохранение для граждан предпенсионного возраста региональные льготы:

на проезд в общественном транспорте;

частичная компенсация услуг ЖКХ, капитальный ремонт жилых помещений и газификацию;

на приобретение лекарственных препаратов, зубопротезирование и другое.

Изменения в пенсионном законодательстве предусматривают дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан предпенсионного возраста (он увеличится с 2 до 5 лет на время переходного периода) на рынке труда.

Так, для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста.

Кроме этого за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

С 1 января 2019 года увеличился максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей – период такой выплаты устанавливается в один год.

В этом аспекте мер важно, чтобы в совокупности с принятым решением о законодательном закреплении повышения размера пенсий в гражданском обществе был достигнут социально-экономический эффект от принимаемых решений, как в регионах-донорах, так и в дотационных и глубоко дотационных субъектах Российской Федерации в настоящее время и в перспективе.        

И очень важно, чтобы о предпринимаемых мерах граждане знали, понимали их и могли ими воспользоваться, а для этого необходимо своевременное и объективное информирование граждан о нормах предусмотренного права.

В почту к Уполномоченным по правам человека поступают жалобы по вопросам пенсионных прав гораздо меньше обращений из числа других групп конституционных прав и в среднем составляет 3 % от общего числа обращений.

При этом важно обратить внимание на то, что в связи с изменением пенсионного законодательства за последние полгода количество обращений по вопросам пенсионного права не возросло, хотя уже имеются во многих субъектах единичные случаи нарушений трудовых и социальных прав граждан предпенсионного возраста.

Если говорить об удельном весе обращений граждан за защитой пенсионных прав, то в группе социальных прав на пенсионное обеспечение этот показатель в среднем равен 6%, тогда как во многих субъектах Российской Федерации категория граждан, являющихся получателями пенсии по инвалидности и по старости, в числе заявителей занимает 2-3 места по численности (кратности) обращений за защитой.

Содержание жалоб к региональным правозащитникам в большинстве своем схожи и, пожалуй, мало чем отличаются по своему наполнению до или после принятия существенных изменений в законодательстве пенсионной системы. Однако с учетом изменяющегося пенсионного законодательства важно выработать такие превентивные меры, которые позволили бы минимизировать (а лучше – не допустить!) нарушений прав граждан предпенсионного возраста и трудовых прав человека как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение.

Основываясь на собственном опыте и с учетом практики и мнений моих региональных коллег, мне хотелось бы сегодня остановиться на некоторых вопросах, по которым важно не только выслушать экспертов , но и, по возможности, выработать, консолидированные резолютивные предложения, направленные на снижение рисков нарушений трудовых и пенсионных прав человека. И, безусловно, в зоне пристального внимание должны и будут оставаться граждане предпенсионного возраста.

Однако понятие «предпенсионеры» не закреплено в Трудовом кодексе.

Предложение: Видится целесообразным закрепление данной нормы, расширив законодательство:

преимущественным правом на оставление на работе в случае сокращения численности штата организации;

включением в федеральное и региональное законодательство отдельных норм права получения бесплатной юридической помощи по возникающим случаям нарушений трудовых прав предпенсионеров.

           Одним из часто задаваемых вопросов граждан к правозащитникам звучит вопрос о низком размере пенсии по старости, которым невозможно обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров.

Значительная доля граждан в России получают федеральную социальную доплату, так как размер назначенной пенсии ниже прожиточного минимума.

Большая часть пенсии пенсионеров в большинстве регионов идет на оплату коммунальных услуг, несмотря на установленные льготы по оплате услуг ЖКХ для пенсионеров и предпенсионеров, питание и приобретение лекарственных препаратов.

Учитывая рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, повышение цен на лекарственные препараты и продукты питания, проблема низкого размера пенсионного обеспечения может и дальше усугубляться, определяя все больше неработающих пенсионеров за черту бедности, особенно проживающих в глубоко дотационных регионах, где меры социальной поддержки пенсионерам незначительны.

Обращает внимание: средняя пенсия (с учетом работающих и неработающих пенсионеров) в России на 1 января 2019 года составила:

по инвалидности – 8 200 рублей;

по случаю потери кормильца – 8 300 рублей;

по старости – 13 200 рублей;

социальные пенсии – 8 600 рублей.

Более 5 млн. пенсионеров получают добавку к ежемесячным выплатам.

По данным Росстата в 67 % случаев бедные граждане имеют работу, но их труд оплачивается очень низко.

Если установленный в регионе прожиточный минимум ниже общероссийского (в 2019 году – 8 846 руб.), то пенсионерам в данном регионе выплачивается Федеральная социальная доплата к пенсии. В противном случае (когда размер прожиточного минимума пенсионера в регионе выше общероссийского) малоимущие пенсионеры получают региональную социальную доплату к пенсии.

Размер средней ежемесячной пенсии для неработающих пенсионеров в настоящее время составляет 14 144 рубля.

При этом только в 16 территориях с высоким уровнем жизни получают региональные социальные доплаты к пенсии:

  • Архангельская область
  • Еврейская автономная область
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Москва Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Приморский край
  • Республика Коми
  • Республика Саха (Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (порядка 21 тыс. руб.)
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Очевидно, что в большинстве территорий страны доходы граждан остаются низкими, что демонстрирует недовольство граждан, в том числе в обращениях к правозащитникам.

Несколько утешает граждан, что Установленный Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» новый механизм исчисления размера социальной доплаты к пенсии предусматривает определение размера социальной доплаты к пенсии, исходя из размеров пенсии и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) без учета индексации пенсий и ЕДВ.

Другой аспект - доктрина о повышении продолжительности жизни россиян должна быть подкреплена действенными мерами по обеспечению роста ожидаемой продолжительности жизни человека именно в пожилых возрастах, то есть у пенсионеров.

Пока из принимаемых мер государством выделены дополнительные средства на медицинское обслуживание лиц предпенсионного возраста, в том числе на проведение ежегодной диспансеризации. Это хорошая мера, но, на взгляд правозащитников - недостаточная для укрепления здоровья граждан и увеличения продолжительности жизни.

Как уже отмечено, львиную долю расходов граждане пожилого (в том числе предпенсионного) возраста расходуют, в том числе и на лекарственное обеспечение.

Предложение: Полагается уместным обратиться с предложением к Министерству здравоохранения и Министерству труда Российской Федерации об изучении вопроса обеспечения граждан при амбулаторном лечении необходимыми по медицинским показаниям лекарственными средствами и медицинскими принадлежностями за счет средств обязательного медицинского страхования.

Если экономика страны не позволяет это сделать в ближайшие годы для всего населения, то целесообразно изучить возможность о принятии такой нормы для предпенсионеров и пенсионеров, что может стать ощутимой мерой поддержки, действенным шагом по снижению уровня бедности и увеличению продолжительности жизни человека именно пенсионного возраста (а не с учетом снижения роста смертности новорожденных, как это принято считать).

Этот аргумент строится еще и на тех доводах, что вопросы доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения остаются наиболее актуальными для граждан с низкими доходами.

Правозащитниками северных регионов отмечается, что для граждан, работающих в суровых климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель сохранил право выйти на пенсию досрочно (по сравнению с границами пенсионного возраста для россиян других регионов) на 5 лет или в 55 лет – для женщин и в 60 лет – для мужчин. При этом для женщин, имеющих двух и более детей, это право осталось прежним, с 50 лет. Однако нельзя не обратить внимание на низкий уровень продолжительности жизни мужчин ряда северных регионов, например, Дальневосточного федерального округа, где средняя продолжительность жизни мужчин 60 и менее лет, в красной зоне у нас находятся: Еврейская, Амурская, Сахалинская области; Чукотский, Еврейский автономный округ, Приморский край.

Отмечается, что во многих из указанных регионах плотность населения коренными народами, в отношении которых пенсионный возраст не был увеличен, выше других северных регионов, тем не менее, полагается важным обратиться к Министерству труда и социального развития совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации с рекомендацией о проведении глубокого анализа причин низкого уровня продолжительности жизни в этих субъектах с поиском альтернативных мер, включая снижение продолжительности рабочей недели для предпенсионеров таких субъектов, предоставление за счет государства ежегодной возможности компенсации проезда к месту отдыха (оздоровления) и обратно, что позволит укрепить здоровье граждан для последующей работы в суровых климатических условий, или, вплоть до возвращения прежних границ пенсионного возраста, как для граждан отдельных профессий, так и для жителей отдельных северных субъектов РФ в целом, поскольку граждане просто не будут доживать до пенсии либо им жить останется на заслуженном отдыхе совсем немного.

Было бы уместно в качестве поддержки пенсионеров Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обратить внимание и на возможность пересмотра (расширении без потребности в дополнительном финансировании) нормативной базы по компенсационным выплатам неработающим пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно.

Так пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Оплата компенсации производится при использовании для проезда к месту отдыха и обратно пенсионерами разного транспорта за исключением использования собственного (личного) автотранспорта, что ограничивает права неработающих пенсионеров на проезд к месту отдыха на личном транспорте.

При рассмотрении вопроса об оплате компенсации расходов стоимости проезда неработающим пенсионерам «севера» к месту отдыха и обратно Пенсионный фонд Российской Федерации руководствуется статьей 34 закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1), которой установлено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и пенсий по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.04.2005 № 176, которым утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила). Правилами установлено оплата компенсации железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом и автомобильным транспортом (по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении).

Правилами не установлена оплата компенсации неработающим пенсионерам при использовании собственного (личного) автотранспорта, что ограничивает права неработающих пенсионеров на проезд к месту отдыха на личном транспорте.

При решении данного вопроса необходимо учитывать труднодоступность многих населённых пунктов, например, в том же Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, выезд в отпуск из которых осложнён транспортной схемой, не предусматривающей прямые и ежедневные авиаперелёты, наличие железнодорожных путей сообщения, где проезд в отпуск на личном автотранспорте, как правило, является единственным оптимальным способом для выезда из труднодоступной территории, в том числе до ближайшего крупного аэропорта или железнодорожной станции. При таких обстоятельствах проезд пенсионера в отпуск личным транспортом менее связан с физическими нагрузками пенсионера и риском ухудшения здоровья, чем длительное ожидание в одном или нескольких аэропортах при ожидании стыковочных самолётов, поездов.

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в адрес Минтруда России направлены предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления компенсации неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации при использовании личного транспорта.

В ответ на вышеуказанные предложения заместителем директора Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России Е.А. Москалевой представлена информация (от 05.07.2018 № 21-2/3-541, в которой предложения об оплате проезда пенсионеров в отпуск на личном автотранспорте не поддержаны, в связи с тем, что не соответствуют концепции Закона № 4520-1, преследующей целью отъезд пенсионера к месту отдыха и обратно для оздоровления, а проезд в личном транспорте на длительные расстояния связан со значительными физическими нагрузками пенсионера и риском ухудшения здоровья.

Ранее на запрос Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Комаровой Н.В. аналогичная позиция Минтруда России была выражена статс-секретарём – заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации Пудовым А. Н. (от 06.10.2015 № 21-2/10/В-725. Кроме того в этом письме говорится о невозможности идентифицировать факт проезде к месту отдыха именно неработающего пенсионера – получателя льготы.

Трудно согласиться с данными доводами, поскольку сложившаяся практика с оплатой проезда к месту отдыха и обратно гражданам, работающим и проживающим как в бюджетных, так и в негосударственных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей легко администрируется и вопросов (жалоб) с идентификацией факта проезда к месту отдыха конкретного лица не возникает.

Кроме того имеется положительная судебная практика судов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с которой при рассмотрении судебных решений по искам неработающих пенсионеров к территориальному органу Пенсионного фонда России о взыскании компенсации проезда в отпуск и обратно судом автономного округа высказана позиция, что предусмотренные законом о гарантиях и компенсациях государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, и ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно за пределами Российской Федерации ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает на территории Российской Федерации.

Предложение: Выступить с инициативой о внесении изменений в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно при использовании собственного автотранспорта.

Также в соответствии со статьёй 34 Закона № 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий
по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила).

В соответствии с Правилами компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных
в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных
к районам Крайнего Севера, и производится один раз в два года.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и документов, перечень которых установлен Правилами.

Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом (по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении).

В соответствии с указанными требованиями федерального законодательства компенсация расходов на оплату стоимости проезда указанной категории граждан производится исключительно к месту отдыха на территории Российской Федерации, тогда как лицам, работающим
и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностям на территории Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, при использовании отпуска за пределами Российской Федерации производится компенсация расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом положений, установленных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». При этом в случае следования за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорту, возмещению подлежит процентная часть стоимости воздушной перевозки, соответствующая процентному отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии.

Вместе с тем большинство пенсионеров выезжают отдыхать
к своим детям, которые также проживают в странах ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина, Казахстан и др.), когда-то входящих в состав СССР, непредоставление компенсации процентной части стоимости воздушной перевозки, соответствующей процентному отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, неработающим пенсионерам при следовании к месту отпуска и обратно за пределы Российской Федерации также ущемляет права и законные интересы пенсионеров, проживающих на территории автономного округа.

Положительной является судебная практика суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с которой при рассмотрении в апелляционном порядке судебных решений по искам неработающих пенсионеров к территориальному органу ПФР о взыскании компенсации проезда в отпуск и обратно судом автономного округа высказана позиция, что предусмотренные законом о гарантиях и компенсациях государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, и ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно за пределами Российской Федерации ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает на территории Российской Федерации (прилагается).

Предложение: Выступить с инициативой о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, в части компенсации неработающим пенсионерам расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции, при проезде в отпуск и обратно. При этом следует предусмотреть, что возмещению при следовании за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту подлежит процентная часть стоимости воздушной перевозки, соответствующая процентному отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии.

И еще одна смежная проблема л мерах поддержки пенсионерам. В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон о гарантиях и компенсациях) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

         В целях реализации указанных норм Закона о гарантиях и компенсациях постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 4520-1 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила).

         Согласно пункту 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведённых расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда, в том числе, железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда.

         В пункте 9 разъяснений о применении Правил, утверждённых приказом Минтруда России от 18.03.2016 № 118н указано, что при осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил.

Соответственно, при следовании пенсионера в отпуск и обратно в купейном вагоне пассажирского поезда ему компенсируется стоимость проезда, но частично, не выше стоимости проезда в плацкартном вагоне, при условии предоставления соответствующего документа о стоимости проезда в плацкартном вагоне.

         В силу своего возраста и физиологических особенностей пенсионеры нуждаются в более комфортных условиях проезда к месту отдыха и обратно, что обусловлено также и тем фактом, что из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к месту проведения отдыха, как правило, необходимо добираться несколько суток.

         Предложение: Выступить с инициативой о внесении изменений
в пункт 10 Правил в части компенсации пенсионерам фактически произведённых расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха
и обратно в размере стоимости проезда железнодорожным транспортом – в плацкартном и купейном вагонах пассажирского поезда.

В этой связи важно проанализировать сложившуюся судебную практику по исковым требованиям неработающих пенсионеров при отказе им территориальным органом ПФР компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно за 2016-2018 годы:

Информация

о результатах рассмотрения судами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исковых требований неработающих пенсионеров при отказе им территориальным органом ПФР компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно за 2016-2018 годы

Причины отказа ПФР в оплате проезда в отпуск пенсионерам

место отдыха находится за пределами РФ

проезд осуществлялся на личном автотранспорте

Год

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Количество отказов ПФР

1059

1586

1971

29

28

42

Количество судебных решений в пользу пенсионеров о взыскании стоимости проезда

725

439

460

9

13

17

Говоря о пенсионном праве невозможно не сказать о реализации прав граждан на труд и снижении рисков по трудозанятости предпенсионеров.

Государством предприняты определенные меры по обеспечению соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста, а также реализации мер, направленных на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста.

Для повышения конкурентоспособности, расширения возможностей трудоустройства и обучения граждан старшего возраста в автономном округе с августа 2018 года во всех регионах страны реализуются комплексы мероприятий, направленные на повышение уровня занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста, среди которых:

- информирование граждан предпенсионного и пенсионного возраста о возможностях прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, трудоустройства;

- формирование перечня приоритетных профессий (навыков) для последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом реализуемых в автономном округе инвестиционных проектов;

- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

- содействие самозанятости незанятым гражданам предпенсионного и пенсионного возраста и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- содействие развитию гибких форм занятости и надомного труда не занятых трудовой деятельностью граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

-организация временного трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

- создание консультационных пунктов в органах службы занятости населения автономного округа для граждан предпенсионного возраста по вопросам трудоустройства;

- организация мониторинга численности работников предпенсионного возраста, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, информация о которых представлена Пенсионным фондом Российской Федерации;

- организация общественного контроля за соблюдением трудового и социального законодательства, имеющего отношение к трудовой деятельности работников старшего поколения, в том числе лиц, имеющих инвалидность;

- проведение совещаний с участием сторон социального партнерства (соответствующими объединениями работодателей, профсоюзов), включая проведение заседаний региональной и территориальных трехсторонних комиссий, с работодателями по вопросам соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста с целью предупреждения возникновения социально-трудовых конфликтов и сохранения уровня занятости лиц предпенсионного возраста.

Отличительной особенностью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по сравнению с другими субъектами России: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Калужская, Ивановская, Ленинградская, Ростовская, Нижегородская, Самарская, Сахалинская области; Чеченская республика, Республика Татарстан, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ) является включение в выше предусмотренный Комплекс мероприятий дополнительные меры по:

организации временного трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста, предусматривающих компенсацию расходов работодателей по оплате труда работников в размере 7 955 рублей на период не более 2 месяцев;

содействию трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста на рабочие места с применением гибких форм занятости и надомного труда. С этой целью гражданам предоставляется субсидия в размере не более 88 200 рублей на приобретение средств и (или) предметов труда для осуществления им деятельности на рабочем месте, организованном работодателем на период не менее года;

содействию самозанятости граждан не только предпенсионного возраста, признанных в установленном порядке безработными, но и не занятых трудовой деятельностью граждан предпенсионного возраста без статуса безработного и пенсионеры. В автономном округе таким гражданам выделяется субсидия на открытие собственного дела в размере 88 200 рублей.

В 2018 году на реализацию комплекса мероприятий направлено 5 316,8 тыс. рублей, численность участников составила 255 человек. Объем средств, запланированный на реализацию комплекса мероприятий на 2019 год, составляет 69 497,0 тыс. рублей, плановая численность участников – 921 человек.

За период реализации комплекса мероприятий:

- направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность 303 человека (2018 год - 144; 2019 – 159);

- предоставлена субсидия на открытие собственного дела незанятым гражданам предпенсионного и пенсионного возраста – 25 человек (2018 год – 20; 2019 – 5);

- предоставлена субсидия на организацию рабочего места с применением гибких форм занятости и надомного труда не занятым трудовой деятельностью гражданам предпенсионного и пенсионного возраста 14 человек (2018 год – 11; 2019 – 3);

- организовано временное трудоустройство граждан предпенсионного и пенсионного возраста 121 человек (2018 год – 80; 2019 – 41).

С 1 января 2019 года в государственную программу автономного округа «Поддержка занятости населения» включена региональная составляющая федерального проекта «Старшее поколение».

Минтрудом России доведены целевые показатели для субъектов Российской Федерации по численности граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Важно, чтобы данная квота исполнялась всеми субъектами Российской Федерации.

Государственной программой на 2019 год предусмотрены средства на софинансирование обязательств по организации профессионального обучения граждан предпенсионного возраста в полном объеме.

В соответствии с федеральными требованиями с 2019 года обратиться в органы службы занятости за предоставлением услуги по профобучению могут как незанятые граждане предпенсионного возраста, находящиеся в поиске подходящей работы, так и работодатели, желающие повысить компетентность своих работников в связи с меняющимися потребностями экономики.

Участвовать в профобучении будут граждане предпенсионного возраста за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

При наличии вышеописанных мер поддержки невозможно не анализировать риски, связанные с возможностью найти или продолжить работу не только гражданам предпенсионного возраста, но и отсутствием работы для молодых людей, особенно в территориях, где отсутствует промышленность, производство, где уровень жизни у работающих граждан остается невысоким.

Так по данным Росстата, уровень безработицы среди женщин от 20 до 34 лет в 2018 году составлял 15 %, среди мужчин 20-24 лет – 17 %, 25-34 лет – 15%. Это тот период, когда молодые люди создают семью, рожают и воспитывают детей, когда работа для них является самым важным источником дохода.

В наибольшей зоне риска остаются:

начинающие специалисты;

женщины после декретного отпуска (отпуска по уходу за детьми); матери детей-инвалидов;

лица, освободившиеся из мест исполнения наказания

и предпенсионеры.

Отсутствие постоянной оплачиваемой работы, иногда – безысходность, а порой и низкий уровень правосознания граждан порождает рост «серых» зарплат.

До 25% зарплат в России - "серые", их получают не менее 15 миллионов человек - так подсчитали в Росстате, а долги работодателей трудящимся по "белой" зарплате достигли почти 3,5 миллиарда рублей. По мнению экспертов, шансы повернуть ситуацию в позитивное русло есть.

О размерах фонда "серых" зарплат говорилось еще весной. Обсуждались различные варианты, в том числе в части снижения ставок прямых налогов на труд, а также в повышении ставок, так называемых косвенных налогов и в других механизмах "вывода экономики из тени".

Однако действенных (видимых) мер пока не предпринято.

Легализация работодателями заработной платы остается одной из самых острых на сегодняшний день проблем. Немало руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей предпочитают выплачивать заработную плату своим работникам в конвертах.

И, получая такие доходы, граждане не задумываются о том, что когда-нибудь наступит время получения пенсии, которая будет являться основным, а может быть и единственным источником их существования. Трудность выявления этих нарушений заключается в том, что они совершаются с молчаливого согласия работников, которые практически становятся соучастниками налогового правонарушения.

Не меньше рисков в реализации пенсионных прав граждан вызывает вопрос легализации трудовых отношений молодежи, которая, к сожалению, наиболее подвержена занятости на рынке «черных» зарплат. Печально осознавать, что «упускается» целое поколение молодых людей, готовых, в одних случаях, от безысходности, в других – от низкого уровня правосознания, идти на условия работодателя и работать без официальных трудовых отношений и (или) получения заработной платы в конвертах, тем самым, уходя от налоговых и страховых выплат, в том числе в Пенсионный фонд России.

Среди рисков в борьбе с «серой» заработной платой можно также отметить:

отказ пенсионеров от оформления трудовых договоров для сохранения индексации пенсии;

отказ от заключения договоров при получении в течение года пособий по безработице;

недобросовестность субъектов малого и среднего бизнеса, преимущественно в сфере обслуживания (уход от налогов, страховых взносов);

привлечение мигрантов в качестве «недорогой» рабочей силы в сфере обслуживания, строительства, торговли.

         Предложение: Полагается важным рассмотреть вопрос о снятии ограничений при формировании пенсионных прав для работающих пенсионеров.

С одной стороны, это позволит работающим инвалидам увеличить свои доходы, с другой - снизит риски пенсионеров уходить в «теневую» заработную плату. Последствия, к которым могут привести выплата «серой», «теневой» заработной платы известны.

Нам, правозащитникам, нередко приходится сталкиваться с вопросами защиты прав человека, с которым не были оформлены надлежащим образом трудовые отношения, соответственно, не была выплачена обещанная зарплата.

И в этих случаях территориальные государственные инспекции труда не торопятся защищать права граждан, чаще рассуждая: поскольку нет трудовых отношений – нет и предмета проверки, или: незаключение трудового договора – это трудовой спор, а трудовые споры должны разрешаться в судебном порядке.

Трудно согласиться с такими аргументами контрольно-надзорных органов, поскольку Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ внесены изменения в статью 360 ТК РФ, предусматривающие с 11.01.2018 в качестве основания для проведения Госинспекцией труда внеплановой проверки при поступлении информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Проверка по этим основаниям должна проводиться незамедлительно с извещением прокуратуры, но без согласования с ней. Работодателю предварительного уведомления о проверке не требуется направлять. За указанные нарушения в оформлении трудовых отношений предусмотрены штрафы: для должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч руб., для юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч руб.

По факту эта норма применяется либо слабо, либо не применяется вообще.

Допускаю, что одной из причин здесь является низкий уровень штатного обеспечения Государственных инспекций труда.

Предложения: требуется расширение полномочий Государственных инспекций труда, в том числе в части предоставления им права на обращения с исковым заявлением в суд в защиту трудовых прав граждан и участия в индивидуальных трудовых спорах;

             рассмотрение вопросов:

             - о признании недобросовестным поставщиком товар (работ, услуг) юридического лица, не выплачивающего налоги и страховые взносы за работников, привлеченных к работам по государственному контракту на поставку товар (работ, услуг)

             - о праве на оказание бесплатной юридической помощи лиц предпенсионного возраста по случаям (фактам) отказа работодателя в заключении трудового договора, нарушениях гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя (в текст статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»).

Поскольку выплаты «серой», «теневой» заработной платы наносит значительный ущерб не только государству, но и гражданам нашей страны, работа по предотвращению и пресечению этих нарушений должна быть в настоящее время одной из важных и приоритетных задач налоговых, правоохранительных и других исполнительных государственных органов.

Несмотря на происходящие изменения пенсионного законодательства, пенсионеры продолжают выяснять условия ранее назначенной им пенсии, причины неучтенных периодов при подсчете стажа, сделанные перерасчеты. Основная масса пенсионеров, не согласных с размером назначенной им пенсии, считают ее чрезмерно заниженной. Обращения граждан к Уполномоченным по правам человека по данным вопросам говорят о недостаточной информированности людей пожилого возраста со стороны отделений пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации о порядке формирования и начисления размера пенсии гражданину.

Кроме того в практике работы Уполномоченных зачастую приходится содействовать гражданам в получении сведений из архивных учреждений бывших стран СССР, где граждане трудились до 2002 года.

Вызывает тревогу и действующее законодательство, не требующее от юридических лиц при закрытии (ликвидации, реорганизации) организации передачу документов по личному составу в архив.

Предложение: Требуется создание единой автоматизированной информационной системы для обеспечения хранения сведений по личному составу организации в электронном виде; принятие нормативного правового акта, устанавливающего обязанность работодателя производить сдачу документов по личному составу в архив, сроки передачи документов в архив, механизмы контроля за данной процедурой и взаимодействия органов власти при ликвидации предприятия (организации) (к примеру, отказ в оформлении «прекращения» деятельности до сдачи документов по личному составу в архив).

Внимание правозащитников достаточно активно было и остается сосредоточено на вопросах правового просвещения граждан, включая вопросы трудового права, легализации занятости населения, как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение.

В рамках изменяющегося законодательства это относится к старшему поколению.

Одни пожилые люди живут в мегаполисах, другие – в маленьких поселках или деревнях. Среди них есть люди с высшим и начальным образованием, академики и безграмотные, семейные и одинокие, профессионалы и те, кто всю жизнь проработал разнорабочим.

Наконец, люди различаются по степени сохранности познавательной сферы: одни обладают хорошей памятью, вниманием, способностью к дальнейшему развитию и обучению, а у других наблюдаются умственные нарушения, спутанность сознания, депрессия или деменция.

Указанные данные свидетельствуют о том, что именно пожилые люди являются наиболее подверженной нарушению их прав, а также свидетельствует о низком уровне их правовой культуры и правовых знаний.

Пожилые люди в силу возраста и состояния здоровья являются наиболее незащищенной группой населения: они становятся жертвами мошенников (в том числе - хищение жилья и денежных средств), не имеют достаточной информации о своих правах и обязанностях, не имеют достаточной возможности защищать свои права и получать достаточную информацию (из-за отсутствия родственников или иных близких людей, достаточных денежных средств), не знают кто и как может им помочь.

Здесь можно выделить две основные взаимосвязанные проблемы:

- недостаточность юридических знаний у людей старшего возраста и (или) неумение их применять;

- недоступность юридической помощи для широкой категории нуждающихся граждан: из-за отсутствия финансовых средств на оплату услуг квалифицированного юриста, незнания своих прав и, соответственно, незнания, куда и к кому можно обратиться за их защитой.

Именно поэтому правовое просвещение и правовая помощь гражданам старшего возраста является необходимым и значимым направлением деятельности как государственных органов, так и общественных организаций, профессиональных союзов.

Важно своевременно и в доступной для каждого человека форме информировать о его правах, гарантиях прав, предусмотренных законодательством, мерах поддержки и способах защиты конституционных прав. Все это позволит в большей мере предотвратить нарушение прав человека.

Уважаемые коллеги! Сегодня нам будет представлена возможность обсуждать тему соблюдения пенсионных прав человека, права на труд, как неотъемлемого права пенсионного обеспечения не только путем участия и заслушивания докладов в ходе пленарной сессии, но и обсудить проблемные вопросы трудового и пенсионного законодательства на дискуссионной площадке, поэтому часть вопросов мною будет также вынесено на диалоговую площадку. А сейчас на правах модератора пленарной сессии мне хотелось бы предоставить возможность другим участникам конференции выступить с докладами, содержание которых, уверена, вызовет у нас всех живой интерес, а отдельные вопросы будут поводом для дискуссии.

Опубликовано: 18.06.2019 21:38        Обновлено: 25.06.2019 21:39