Размер:
Цвет:

Доклад Пудова А.Н. "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ТРУДА, ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ТРУДА, ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



Пудов Андрей Николаевич,

статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития

Российской Федерации




В России действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Социальные приоритеты государственной политики в сфере обязательного пенсионного страхования определены Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация мероприятий, закрепленных в Стратегии, обеспечила в течение 2012-2018 исполнение основных целей развития пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, поддержание тарифной нагрузки на приемлемом уровне.

Принятые меры по совершенствованию пенсионной системы привели к стабилизации трансферта на обязательное пенсионное страхование.

Средневзвешенный тариф по уплате страховых взносов на выплату страховых пенсий составляет около 20 процентов.

Все пенсионные обязательства перед гражданами выполняются государством в полном объеме: для нынешних пенсионеров - это выплаты, которые они получают, и размеры которых, несмотря на общие экономические трудности, продолжают увеличиваться, а для будущих пенсионеров - это их растущие пенсионные права, динамику увеличения которых они могут видеть, проверяя состояние своего пенсионного счета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Охват населения России пенсионной системой 100 процентов, то есть все граждане России либо получают пенсию, либо имеют право на нее при наступлении оснований (это страховые пенсии либо социальные пенсии).

В каждой российской семье есть пенсионеры (население страны составляет 146,9 млн. человек, из них 43,9 млн. человек (без учета «военных» пенсионеров) получают пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации) и Российская Федерация направляет на выплату пенсий триллионы рублей ежегодно.

Численность получателей страховой пенсии на 1 января 2019 года составила 40,1 млн. человек.

Еще около 3,9 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,2 млн. пенсионеров – получатели социальной пенсии.

В рамках бюджетного процесса ежегодно принимается трехлетний бюджет ПФР, в котором все расходы на пенсии и социальные выплаты обеспечены доходами ПФР.

При этом в бюджете ПФР учитывается рост заработных плат, связанный с ростом производительности труда. Динамика поступления страховых взносов на страховую пенсию в ПФР имеет ежегодную тенденцию к устойчивому росту. Так, в 2015 году поступление страховых взносов на страховую пенсию составило 3 862,6 млрд. руб., в 2016 году – 4 130,9 млрд. руб. (106,9% к предыдущему году), в 2017 году – 4 480,9 млрд.руб. (108,5% к предыдущему году), в 2018 году– 4 947,9 млрд.руб. (110,5% к предыдущему году).

Общие расходы ПФР  по объему практически сопоставимы с половиной расходов федерального бюджета. Это то реальное внимание, которое уделяется пожилым гражданам.

Так, на 2019 год, прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составит почти 20,0 триллионов рублей (18,9% ВВП), объем расходов – 18,0 триллионов рублей (17,0% ВВП).

В то же время, в бюджете ПФР на 2019 год спрогнозированы доходы в сумме 8,6 триллионов рублей (8,1% ВВП), и расходы на социальные выплаты в сумме 8,5 триллионов рублей (8,0% ВВП), из них средства федерального бюджета порядка 3,3 триллионов рублей (3,1% ВВП), в том числе объем финансирования страховых пенсий составляет более 6,9 триллионов рублей (6,5% ВВП).

Проводимая социальная политика государства направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения пожилых граждан.

При этом в России нет неработающих пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам производится социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе проживания.

В целях увеличения пенсионного обеспечения внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ). Федеральным законом, в том числе предусматривается:

изменение порядка индексации на период 2019-2024 гг. страховых пенсий (размеры пенсий будут индексироваться выше уровня инфляции);

поэтапное (с 1 января 2019 г.) увеличение общеустановленного пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно);

предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), права на получение страховой пенсии по старости на два года раньше достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию;

предоставление многодетным матерям права на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим трех детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим четырех детей – в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, пенсии по-прежнему будут назначаться в 50 лет);

установление с 1 января 2019 г. нового порядка выплаты пособия по безработице гражданам, признанным безработными после указанной даты, а именно: сокращение продолжительности выплаты такого пособия до шести месяцев, увеличение Правительством Российской Федерации размеров пособия (предполагается, что минимальная величина пособия увеличится с 850 руб. до 1500 руб. в месяц, а максимальная - с 4900 руб. до 8000 руб. в месяц);

установление с 1 января 2019 г. новых условий выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста (то есть в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), согласно которым пособия указанной категории граждан будет выплачиваться до 12 месяцев, а максимальный его размер составит 11 280 руб. в месяц. При наличии у граждан длительного страхового (трудового) стажа (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) или необходимого стажа работы на соответствующих видах работ продолжительность выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности, но не более 24 месяцев.

Минтрудом России организована работа по осуществлению совместно с Рострудом, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России мониторинга возможных социальных последствий, связанных с повышением пенсионного возраста.

Для этих целей Минтрудом России было дано соответствующее поручение Роструду, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» по проведению ежеквартального мониторинга возможных социальных последствий, связанных с повышением пенсионного возраста, в части:

динамики безработицы, в том числе в отношении граждан предпенсионного возраста;

мероприятий по содействию занятости, в том числе в отношении граждан предпенсионного возраста;

соблюдения трудовых прав граждан предпенсионного возраста, в том числе на основании анализа правоприменительной (судебной) практики;

выявления случаев увольнения граждан предпенсионного возраста по инициативе работодателя или соглашению сторон, а также привлечения к ответственности работодателей, отказывающих в приеме на работу или увольняющих работников предпенсионного возраста по мотивам, не связанным с их профессиональными качествами;

осуществления профессионального обучения, дополнительного профессионального образования граждан старшего возраста с учетом востребованных в экономике навыков и компетенций, в том числе в соответствии с региональными программами по организации обучения граждан старшего возраста;

консультирования граждан предпенсионного возраста по вопросам их прав в сфере труда и занятости;

уровня пенсионного обеспечения граждан;

динамики установления пенсий по инвалидности, в том числе лицам предпенсионного возраста;

динамики страховых случаев по временной нетрудоспособности в разрезе возрастных категорий и длительности страхового случая, в том числе в отношении лиц предпенсионного возраста;

динамики производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, а также осуществления медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, в том числе в отношении застрахованных лиц предпенсионного возраста;

динамики случаев установления инвалидности, в том числе лицам предпенсионного возраста.

           По результатам данного мониторинга за первый квартал 2019 года сообщается следующее.

           1. О количестве страховых случаев по временной нетрудоспособности, а также в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, в том числе в отношении застрахованных лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

           Согласно данным Фонда социального страхования Российской Федерации, по итогам I квартала 2019 г. зарегистрирован 4 441 случай производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. За указанный период количество пострадавших на производстве лиц предпенсионного возраста составило 578 чел., количество пострадавших на производстве лиц пенсионного возраста - 870 чел.

           При этом за I квартал 2018 г. зарегистрировано 5 268 случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Количество пострадавших на производстве лиц предпенсионного возраста за данный период составило 918 чел., количество пострадавших на производстве лиц пенсионного возраста - 948 чел.

           За I квартал 2019 г. в целом по Российской Федерации оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве, произведена 50 666 получателям, из них:

           лицам предпенсионного возраста – 9 240 чел.;

           лицам пенсионного возраста – 30 608 чел.

           При этом за I квартал 2018 г. в целом по Российской Федерации оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве, произведена 55 319 получателям, из них:

           лицам предпенсионного возраста – 13 828 чел.;

           лицам пенсионного возраста – 27 436 чел.

           За I квартал 2019 г. количество страховых случаев по временной нетрудоспособности (по 50 субъектам Российской Федерации, в которых реализуется пилотный проект «Прямые выплаты») составило 1 329 294, из них:

           в отношении лиц предпенсионного возраста – 264 157;

           в отношении лиц пенсионного возраста – 400 493.

           При этом за I квартал 2018 г. количество страховых случаев по временной нетрудоспособности (по 33 субъектам Российской Федерации, в которых реализуется пилотный проект «Прямые выплаты») составило 1 046 852, из них:

           в отношении лиц предпенсионного возраста – 192 442;

           в отношении лиц пенсионного возраста – 330 985.

          2. Об установлении инвалидности в отношении лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

           По данным ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, в I квартале 2018 г. в Российской Федерации число впервые освидетельствованных граждан пенсионного возраста составило 98 955 человек, из них признаны инвалидами 91 064 человека (92,0 %).

           За аналогичный период 2019 г. число освидетельствованных уменьшилось до 92 804 человек, из них признаны инвалидами 85 097 человек (91,7 %), то есть на 5 967 человек или 6,6 % меньше, чем в I квартале 2018 г.

           В I квартале 2018 г. в Российской Федерации число переосвидетельствованных граждан пенсионного возраста составило 143 207 человек, из них признаны инвалидами 138 692 человека (96,8 %).

В аналогичный период 2019 г. число переосвидетельствованных уменьшилось до 126 219 человек, из них признаны инвалидами 121 393 человек (96,2 %), то есть на 17 299 человек или 12,5 % меньше, чем в I квартале 2018 г.

Снижение числа инвалидов пенсионного возраста произошло в большинстве субъектов Российской Федерации.

В течение I квартала 2018 г. в Российской Федерации впервые освидетельствовано 8 934 женщины в возрасте 50 - 54 лет, из них признаны инвалидами 6 721 (75,2 %).

В аналогичный период 2019 г. число освидетельствованных уменьшилось до 8 638 человек, из них признано инвалидами 6 193 человека (71,7 %).

Таким образом, снижение числа инвалидов составило 528 человек или 7,9 %.

В течение I квартала 2018 г. в Российской Федерации переосвидетельствовано 17 057 женщин в возрасте 50 - 54 лет, из них повторно признаны инвалидами 14 424 человека (84,6 %).

В аналогичный период 2019 г. число переосвидетельствованных уменьшилось до 14 816 человек, из них признано инвалидами 12 266 (82,8 %).

Таким образом, снижение числа инвалидов составило 2 158 человек или 15,0 %.

В течение I квартала 2018 г. в Российской Федерации впервые освидетельствовано 18 581 мужчин в возрасте 55-59 лет, из них признаны инвалидами 14 512 (78,1 %).

За аналогичный период 2019 г. число освидетельствованных уменьшилось до 18 298 человек, из них признано инвалидами 13 889 человек (75,9 %).

Таким образом, снижение числа инвалидов составило 623 человека или 4,3 %.

В течение первого квартала 2018 г. в Российской Федерации переосвидетельствовано 30 369 мужчин в возрасте 55-59 лет, из них повторно признаны инвалидами 27 345 (90,0 %).

За аналогичный период 2019 г. число освидетельствованных уменьшилось до 26 241 человека, из них признано инвалидами 23 075 человек (87,9 %).

Таким образом, снижение числа инвалидов составило 4 270 человек или 15,6 %.

С учетом изложенного в целом наблюдается значительное уменьшение числа инвалидов во всех рассматриваемых контингентах.

3. О проводимых мероприятиях по содействию занятости, защите трудовых прав, обучению, а также консультированию по вопросам трудовых прав в отношении граждан предпенсионного возраста.

В связи с принятыми решениями по изменению пенсионного законодательства и повышением пенсионного возраста Рострудом во взаимодействии с органами службы занятости осуществляется проведение ряда мероприятий, направленных, прежде всего, на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста.

С этой целью организовано проведение органами службы занятости субъектов Российской Федерации, начиная с 1 октября 2018 г., по установленным формам мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников предпенсионного возраста, о реализации мероприятий, направленных на содействие занятости граждан предпенсионного возраста, а также ежедекадного мониторинга о численности граждан, обратившихся в органы службы занятости для содействия
в трудоустройстве в 2019 году в сравнении с показателями аналогичного периода 2018 года.

Организовано взаимодействие с более 200 тыс. работодателей, у которых осуществляют трудовую деятельность граждане предпенсионного возраста. В целях информирования граждан предпенсионного возраста по состоянию на 1 апреля 2019 г. при органах службы занятости создано 2 725 консультационных пунктов, проведено 2 446 ярмарок вакансий в целях трудоустройства данной категории граждан, обратилось в органы службы занятости для содействия в трудоустройстве 79 663 гражданина предпенсионного возраста (из них вышло на работу 10 224 человека), 2 447 человек из числа обратившихся граждан предпенсионного возраста приступили к обучению (1 065 человек – по направлению службы занятости, 1 382 человека – по направлению работодателей).

Из числа граждан предпенсионного возраста, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, 65 134 гражданина признаны в установленном порядке безработными. Из них трудоустроены 10 224 человека, 2 839 человек приняли участие во временном трудоустройстве, включая общественные работы, 1 832 человека получили государственную услугу по содействию занятости, 2 091 гражданин приступил к обучению.

По состоянию на 29 марта 2019 г. обратилось в органы службы занятости для содействия в трудоустройстве 863 478 граждан, что на 8,8 % превышает показатель аналогичного периода 2018 г. (793 582 гражданина), признано безработными 444 195 граждан, что на 21,9 % превышает показатель аналогичного периода 2018 г. (364 449 граждан), в том числе граждан, относящихся к категории предпенсионного возраста – 63 571 человек.

Для оказания практической и методической помощи органам службы занятости субъектов Российской Федерации в части реализации мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста, назначению и выплате пособия по безработице, взаимодействию с территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, работы межведомственных комиссий и муниципальных рабочих групп по реализации решений, связанных с изменением пенсионного возраста, спланирован и, начиная с 29 октября 2018 г. по настоящее время, осуществляется выезд сотрудников Роструда в субъекты Российской Федерации.

Осуществлен выезд в 27 субъектов Российской Федерации и организовано оказание практической и методической помощи 27 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, и 46 государственным учреждениям службы занятости населения (центрам занятости населения) в части организации обучения граждан предпенсионного возраста, назначения и выплаты пособий по безработице, содействия в трудоустройстве данной категории граждан, разъяснения требований Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Федеральный закон № 350-ФЗ) и решения других вопросов;

принято участие в работе 39 межведомственных комиссий и муниципальных рабочих групп по реализации решений, связанных с изменением пенсионного возраста, принятию превентивных мер по исключению нарушений трудовых прав граждан предпенсионного возраста и обеспечению сохранения уровня их занятости;

организовано посещение 46 работодателей с целью анализа лучших практик наставничества и вовлеченности в творческий процесс работников предпенсионного возраста с целью продления трудовой деятельности, передачи профессионального и жизненного опыта молодым сотрудникам, участию в переобучении граждан предпенсионного возраста.

В целях сохранения уровня занятости граждан предпенсионного возраста распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 3025-р утверждены Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года и план мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.

Для определения направлений и специальностей обучения (переобучения), а также с целью своевременного планирования и проведения мероприятий по организации профессионального обучения органами службы занятости населения организовано взаимодействие с работодателями, у которых осуществляют трудовую деятельность работники предпенсионного возраста.

В целях реализации поставленных задач органами службы занятости субъектов Российской Федерации:

осуществляется проведение информационной кампании, направленной на разъяснительную работу среди населения по вопросам повышения пенсионного возраста;

внесены изменения в региональные программы содействия занятости населения в части, касающейся обеспечения занятости и обучения граждан предпенсионного возраста;

продолжается формирование приоритетных перечней профессий (навыков) для последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом взаимодействия с работодателями, опроса граждан, обратившихся в органы службы занятости, анализа рынка труда;

обеспечено оказание государственными учреждениями службы занятости населения (центрами занятости населения) полного объема государственных услуг в области содействия занятости населения гражданам предпенсионного возраста;

заключены соглашения с территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации о взаимном обмене информацией в отношении граждан предпенсионного возраста;

завершена доработка программы по расчету и начислению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными,
в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом № 350-ФЗ в части условий и сроков выплаты пособия по безработице, стипендии и материальной помощи установленным категориям граждан, включая граждан предпенсионного возраста (изменены периоды выплаты пособия безработным гражданам и размеры этого пособия).

В целях реализации принятых решений по повышению пенсионного возраста и осуществления мер, направленных на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста, в субъектах Российской Федерации активно участвуют в организации этой работы межведомственные комиссии и муниципальные рабочие группы.

На основании опроса граждан предпенсионного возраста, обратившихся в органы службы занятости в целях содействия в трудоустройстве, а также во взаимодействии с работодателями, у которых осуществляют трудовую деятельность работники предпенсионного возраста, продолжается формирование прогнозных данных по количеству граждан, планируемых к направлению на профессиональное обучение в 2019 г. в разрезе приоритетных профессий (навыков), востребованных на рынке труда, в целях реализации разработанной Минтрудом России Специальной программы по переобучению граждан старшего поколения.

Территориальными органами Роструда – государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее – Гострудинспекции) организована работа телефонов «горячей линии» по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении работников предпенсионного возраста.

По состоянию на 1 апреля 2019 г. поступило 1 137 звонков на «горячую линию» от граждан предпенсионного возраста и 647 обращений работников предпенсионного возраста о нарушении их трудовых прав, осуществлено
232 приема граждан предпенсионного возраста. Наибольшее количество звонков поступило в г. Москве – 314, Ульяновской области – 102 и Кировской области – 72.

По обращениям граждан предпенсионного возраста, содержащим вопросы о нарушении их трудовых прав, Гострудинспекциями организуются проверки.

По состоянию на 1 апреля 2019 г. Гострудинспекциями в субъектах Российской Федерации проведено 524 проверки, из них 221 – внеплановая. Наибольшее количество проверок проведено в организациях, осуществляющих виды деятельности в области здравоохранения и предоставления социальных услуг – 64, образования – 54, обрабатывающего производства – 53.

Общее количество выявленных нарушений в отношении граждан предпенсионного возраста составило 337 нарушений.

По результатам проведенных проверок выдано 103 предписания, в том числе 5 – об отмене приказа об увольнении работников предпенсионного возраста. Количество выданных предупреждений составило – 15. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 275,0 тыс. рублей.

Количество работников предпенсионного возраста, права которых восстановлены по результатам проведенных проверок, составило 306 человек,
в том числе 5 человек в связи с незаконным увольнением.  

Одновременно сообщается, что в рамках проводимых мероприятий будет продолжена работа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части обеспечения аналитики представляемых материалов мониторинга.

Следует отметить, что прошедший год в целом был благоприятным для рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа. Уровень занятости населения, как и в предыдущем году, составил 71,5% от численности населения в возрасте 15-72 лет, а уровень безработицы обновил исторический минимум и составил 2,5% от численности рабочей силы, снизившись на 0,8 п.п. по сравнению с 2017 годом.

По итогам четырех месяцев 2019 года положительная динамика на рынке труда сохраняется. Согласно данным Росстата численность безработных в возрасте 15-72 лет в апреле составила 20,9 тыс. человек. Это на 13,6% меньше, чем в прошлом году (24,2 тыс. человек). Уровень безработицы составил 2,3% от численности рабочей силы (в апреле 2018 года – 2,6%).

С 1 января 2019 года решением Правительства Российской Федерации увеличены размеры пособия по безработице.

Принятые меры по поддержке безработных граждан в части увеличения размеров пособия по безработице ожидаемо способствовали росту обращаемости населения в органы службы занятости.

В настоящее время мы наблюдаем плавное снижение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, что связано с сезонными факторами, как и в предыдущие годы. По состоянию на конец мая 2019 г. численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила по области 4,4 тыс. человек (на конец мая 2018 г. было 4,1 тыс. человек).

Таким образом, ситуация с безработицей в Ханты-Мансийском автономном округе не вызывает обеспокоенности.

Теперь по реализации национальных проектов.

В этом году началась реализация национальных проектов «Демография» и «Производительность труда».

В рамках нацпроекта «Демография» по федеральному проекту «Старшее поколение» предусмотрено профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста с целью повышения их квалификации и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Реализация мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям предусмотрена для лиц предпенсионного возраста за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, из числа работников организаций и ищущих работу граждан, обратившихся в органы службы занятости.

План для Ханты – Мансийского автономного округа в 2019 и последующих годах – по 723 человека для обучения.

Однако по данным на 28 мая договора на обучение заключены только на 94 человека. Это примерно 13 % от плана. При этом приступили к обучению и того меньше – только 84 человека.

Коллеги, такой ход работы вызывает серьезную озабоченность, и я прошу власти региона взять под контроль выполнение установленных в федеральном проекте показателей.

Напомню, что и в 2020, и в последующих годах надо проводить аналогичные же мероприятия.

Вопрос снижения неформальной занятости имеет существенное значение как для каждого отдельного субъекта Российской Федерации, так и для всего государства в целом.

Наличие проблем, связанных с неформальной занятостью, приводит не только к низкой собираемости налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного стажа негативно влияет на пенсионные права этой категории работников.

Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости, легализации трудовых отношений. Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года.

МВД России на постоянной основе осуществляется проведение мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости.

Выявляемые в ходе мероприятий по снижению неформальной занятости населения факты преступной деятельности в основном квалифицируются по признакам составов преступлений, связанных с невыплатой заработной платы, незаконной предпринимательской деятельностью и уклонением от уплаты налогов (статьи 145.1, 171, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Наиболее подверженными неформальным трудовым отношениям являются сферы торговли, общественного питания, строительства, ремонтных работ, оказания бытовых услуг (ателье, парикмахерские, автомастерские и т.д.), транспорта (такси, грузоперевозки).

В ходе межведомственного взаимодействия территориальные органы МВД России в пределах компетенции участвуют в проводимых Государственной инспекцией труда и территориальными органами Федеральной налоговой службы проверках субъектов малого и среднего предпринимательства на предмет установления фактов неформальной деятельности, пресечения «серых» схем при оплате труда и уклонения от уплаты налогов.

МВД России налажен механизм обмена информацией с налоговыми органами по установленным фактам неперечисления работодателями (юридическими и физическими лицами) НДФЛ с заработной платы работников.

Федеральной налоговой службой проводится работа по выявлению теневой заработной платы и неформальных трудовых отношений работодателей с работниками, повышен уровень межведомственного взаимодействия в рамках деятельности комиссий по легализации заработной платы (далее – Комиссии).

Работа Комиссий организуется в рамках межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления и при администрациях субъектов Российской Федерации.

В состав Комиссий включены представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Реализация мер по сокращению неформальной занятости и легализации трудовых отношений главным образом возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках созданных региональных межведомственных комиссий.

В рамках проводимой работы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются планы мероприятий, предусматривающие:

выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие неформальной занятости;

оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;

формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;

проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости и другие.

Федеральной службой по труду и занятости осуществляется мониторинг и координация деятельности субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости.


Опубликовано: 18.06.2019 21:25        Обновлено: 25.06.2019 21:25