Размер:
Цвет:

Резолюция Межрегиональной конференции уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации «Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства»

РЕЗОЛЮЦИЯ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации

«Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства»

14.06.2019                                                                                                                                                                                                                 г. Ханты-Мансийск

Организаторы конференции: Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Цели: всестороннее обсуждение вопросов обеспечения и защиты прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства, выработка предложений и рекомендаций по обеспечительным и превентивным мерам реализации пенсионного и трудового права человека.

Задачи:

укрепление межведомственного взаимодействия в вопросах обеспечения (реализации) и защиты прав человека в условиях изменений пенсионного законодательства;

поиск путей и механизмов решения проблем в области защиты трудовых прав граждан, в том числе предпенсионного и пенсионного возраста, как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение;

изучение опыта обеспечения реализации (восстановления) прав человека и правозащитной деятельности различными органами власти (федеральная, региональная практика), институтом Уполномоченных по правам человека в  условиях изменений пенсионного законодательства;

выработка превентивных мер по недопущению нарушений трудовых прав граждан, включая легализацию занятости, как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение.

Участники конференции:

Уполномоченный по  правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации; Первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исполняющий обязанности Губернатора автономного округа); представители Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Уральский федеральный округ), Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов власти, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представители Думы автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа, науки, профсоюзных организаций крупных предприятий нефтегазодобывающего комплекса, профсоюзы работников бюджетной сферы, некоммерческих организаций.

В работе Конференции приняли участие 80 человек.

Основные формы работы Конференции:

Пленарное заседание по проблемам защиты прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства;

Дискуссионная площадка, предусматривающая профессионально-общественное обсуждение вопросов по направлениям:

- риски и превентивные меры в реализации конституционных прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства;

- трудовое право человека как способ дальнейшей реализации его пенсионного права.

Модератор конференции:

Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Стребкова Наталья Васильевна

С приветственным словом к участникам Конференции обратились:

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Москалькова Татьяна Николаевна;

Первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исполняющий обязанности Губернатора автономного округа) Бухтин Геннадий Федорович;

Главный Федеральный инспектор по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Аппарата Полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе Руцинский Андрей Иванович;

Начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе Турыгин Юрий Николаевич.

С докладами выступили:

1. Статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации Пудов Андрей Николаевич на тему: «О государственной политике в сфере труда, легализации занятости граждан и пенсионного обеспечения в условиях изменений пенсионного законодательства».

2. Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Стребкова Наталья Васильевна на тему «О правах граждан на пенсионное обеспечение: риски и превентивные меры».

3. Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Чирков Сергей Александрович на тему «О реализации Пенсионным фондом Российской Федерации нового пенсионного законодательства».

4. Начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости Иванов Егор Николаевич на тему «О соблюдении трудовых прав граждан, в том числе предпенсионного возраста, как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение».

5. Исполняющий обязанности начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кучеренко Александр Валерьевич на тему «Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства».

6. Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Ветлужских Андрей Леонидович на тему «Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства».

7. Заместитель Председателя Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз России) Косович Владимир Степанович на тему «О мерах по защите предпенсионных прав работников организаций нефтегазовой отрасли и предложениях по совершенствованию пенсионного законодательства».

8. Заместитель директора института государства и права по научной работе Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент, Попова Лариса Александровна на тему «Правовое просвещение граждан как средство обеспечения защиты прав человека в условиях изменений пенсионного законодательства».

Модератор дискуссионной площадки:

Верховский Илья Аркадьевич, политолог, социолог, директор АНО "Центр «ЮГРА-СОЦИУМ», эксперт Изборского клуба, заместитель председателя регионального отделения общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России", действительный государственный советник Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Эксперты дискуссионной площадки:

Пудов Андрей Николаевич, статс-секретарь – заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации;

Чирков Сергей Александрович, заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации;

Ветлужских Андрей Леонидович, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области;

Иванов Егор Николаевич, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости.

Участники конференции отметили ряд наиболее проблемных вопросов, влияющих на реализацию трудовых и (или) пенсионных прав граждан, в том числе предпенсионного возраста, требующих тщательного анализа, обобщения на межведомственном уровне с участием различных институтов власти, бизнеса, гражданского общества, правозащитных и контрольно - надзорных институтов, и принятия консолидированного решения в обеспечении реализации прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства, принятия соответствующих мер реагирования различными органами власти и правозащитными институтами (более подробное описание обсуждаемых проблемных вопросов прилагается):

1. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит таких понятий, как «предпенсионный возраст», «лица предпенсионного возраста». Статус таких лиц в настоящее время окончательно не определен, нет единого перечня трудовых, социальных гарантий для данной категории лиц. Трудовым законодательством не предусмотрено каких-либо специальных прав для лиц предпенсионного возраста либо пенсионеров (к примеру, в связи с сокращением численности или штата преимущественного права на оставление на работе).

2. Трудовая занятость молодых специалистов и граждан предпенсионного возраста вызывает обеспокоенность, в ряде регионов имеются трудности в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста. Отмечаются риски с трудоустройством молодых специалистов как с учетом продления периода работы старшего поколения, так и с учетом внедрения процессов автоматизации, роботизации и цифровизации.

3. Отмечается низкий размер пенсии, который не может обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров, граждане, достигнув пенсионного возраста, вынуждены работать, тем самым рабочие места для молодых специалистов не освобождаются.

4. Застрахованные лица, получающие неофициальную заработную плату, ежегодно приобретают минимальное количество пенсионных баллов, вследствие этого при реализации права на пенсионное обеспечение возникают проблемы. Исчисление страхового стажа и размер страховой пенсии поставлены в зависимость исключительно от добросовестности плательщика страховых взносов, а «серые» зарплаты в «конвертах» становятся все более популярными. Молодые специалисты не готовы к официальным трудовым отношениям, с одной стороны, ввиду низкого размера «белой» заработной платы, с другой стороны – нет рабочих мест по полученной ими специальности.

5. Не осуществляется индексация пенсий работающих пенсионеров. Есть риски, что пенсионеры могут уходить в нелегальные трудовые отношения, чтобы получать пенсию по старости с учетом индексации. Не индексируется пенсия гражданам-опекунам, оформившим опеку над несовершеннолетним гражданином или недееспособным гражданином, достигшим совершеннолетия.

6. Граждане испытывают трудности в поисках архивных документов, необходимых для подтверждения стажа работы заявителя для назначения соответствующего и объективного пенсионного обеспечения. Требуется создание государственных архивов по личному составу. Особенно много проблем с подтверждением стажа наблюдается в организациях негосударственного сектора, когда юридические лица ликвидированы, при этом документы по личному составу, договорам гражданско-правового характера в архивные службы не передавались, никаких мер со стороны надзорных органов к таким юридическим лицам не предпринимается и мера ответственности законодательством не предусматривается.

7. Сложность пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового нормативного акта становится все более недоступным для понимания многих граждан, а разъяснительной работы в данном направлении проводится недостаточно.
8. Пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не осуществляется компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно:
- на собственном (личном) автотранспортном средстве, несмотря на имеющую положительную судебную практику;

- в пассажирском купейном вагоне;

- при выезде за границу до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации, в том числе с учетом процентного отношению ортодромии, учитывая положительную судебную практику.

9. Неоднозначен вопрос отказа органами Пенсионного фонда Российской Федерации в назначении пенсии по старости гражданам, проживающим (работающим) в период отбывания наказания в местах принудительного содержания, расположенных на «чернобыльской» территории, со снижением возраста за осуществление трудовой деятельности в период отбывания наказания на указанной территории, несмотря на положительную судебную практику.

По результатам обсуждения докладов на пленарной сессии и экспертных мнений на дискуссионной площадке, а также поступивших предложений Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации из практики работы по рассмотрению жалоб и обращений, в целях расширения возможностей защиты трудовых прав граждан и прав на пенсионное обеспечение участниками Конференции предложено:

1. Рекомендовать Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации:

1.1.          освещать вопросы защиты прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства в ежегодных докладах с указанием имеющихся предложений и рекомендаций по обеспечению (возможному совершенствованию механизмов) реализации прав граждан в области защиты трудовых прав граждан, в том числе предпенсионного возраста, как неотъемлемого права на пенсионное обеспечение;

1.2.          продолжить участие в социальном проекте «Правовой марафон для пенсионеров», инициированном Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

1.3.          рассмотреть возможность заключения соглашения о сотрудничестве с территориальным отделением пенсионного фонда Российской Федерации, профсоюзными организациями региона, включающего в себя проведение, в том числе совместной правопросветительской работы по правовому просвещения граждан предпенсионного возраста;

1.4.          обратиться к территориальным отделениям Пенсионного Фонда Российской Федерации, государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с рекомендацией активизировать правопросветительскую работу по вопросам пенсионного обеспечения граждан, изменениях, принятых в сфере пенсионного обеспечения, а также о мерах государственной поддержки в условиях изменений пенсионного законодательства, обеспечивающих недопущение ущемления (нарушения) прав граждан предпенсионного возраста в субъекте при осуществлении их трудовой деятельности; реализации права на труд в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями, в том числе при организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста;

1.5.         обратиться в территориальные Государственные инспекции труда по вопросу активизации практики проведения внеплановых проверок по основаниям, указанным в абзаце 5 части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации и вступившим в силу с 11.01.2018 (поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем), рассмотрении вариантов обмена опытом между субъектами правоприменительной практики организации и проведения внеплановых проверок по вышеуказанным основаниям.

2. Обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Татьяне Николаевне с предложением внесения законодательной инициативы по следующим вопросам:

2.1.          определения в Трудовом кодексе Российской Федерации правового статуса лиц «предпенсионного возраста», предусмотреть для лиц «предпенсионого возраста» преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения численности штата;

2.2.          возможности увеличения срока обращения в суд по трудовым спорам, не связанным с увольнением, до одного года;

2.3.          перераспределения бремени доказывания по делам о признании неоформленных отношений трудовыми, закрепив презумпцию наличия трудовых отношений при доказанности факта выполнения работы;

2.4.          возможности использования работниками в качестве доказательств в суде по таким делам электронной переписки, аудио - и видеозаписей, произведенных без согласия представителей работодателя;

2.5.          правовой нормы в Гражданский процессуальный кодекс о презумпции добросовестности работника с возложением бремени доказывания по всем основаниям увольнения работника на работодателя и нормы, обязывающей суды назначать по ходатайству работника экспертизу представленных работодателем документов;

2.6.         необходимости разработки и принятия действенных мер по ликвидации « серых» схем заработной платы;

2.7.         «разморозки» индексации пенсий для работающих граждан с учетом финансово-экономической оценки;

2.8.         разработки и принятия нормативного правового акта, определяющего и регламентирующего организацию создания квотируемых рабочих мест для лиц предпенсионного возраста, а также меру ответственности работодателей за неисполнение таких требований;

2.9.    внесения в трудовое законодательство положений о наделении работодателей обязанностью давать письменный мотивированный отказ в принятии на работу соискателям предпенсионного возраста без письменного требования таких соискателей;

2.10.    расширения полномочий и обязанностей сотрудников Пенсионного фонда проводить работу по истребованию необходимых недостающих документов для подтверждения стажа заявителя;

2.11.    создания единой автоматизированной информационной системы для обеспечения хранения сведений по личному составу организации в электронном виде;

2.12.    принятия нормативного правового акта, устанавливающего обязанность работодателя производить передачу документов по личному составу в архив, сроки передачи документов в архив, механизмы контроля за исполнения данной нормы и обеспечения взаимодействия органов власти при ликвидации предприятия (организации) (к примеру, отказ в прекращении деятельности до сдачи документов по личному составу в архив);

2.13.    расширения полномочий государственных инспекторов труда, в том числе в части предоставления им права на обращения с исковым заявлением в суд в защиту трудовых прав граждан и участия в индивидуальных трудовых спорах;

2.14.    признания недобросовестным поставщиком товаров (работ, услуг) юридического лица (при выявлении таковых), не выплачивающего налоги и страховые взносы за работников, привлеченных к работам по государственному контракту на поставку товар (работ, услуг)

2.15.     о праве на оказание бесплатной юридической помощи лицам предпенсионного возраста по случаям (фактам) отказа работодателя в заключении трудового договора, нарушениях гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя (в текст статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»);

2.16.    обеспечения граждан предпенсионного и пенсионного возраста при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами и медицинскими принадлежностями по назначению врача за счет средств обязательного медицинского страхования;

2.17. исчисления расчетного размера трудовой пенсии граждан, исходя из среднемесячного заработка или оклада работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность в соответствующий временной период, в случае утраты документов, подтверждающих трудовой стаж и среднемесячный заработок за периоды до 1 января 2002 года по причинам чрезвычайных ситуаций, включая военные действия на территории, где осуществлялась трудовая деятельность гражданина;

2.18. компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно:

- на собственным (личным) автотранспортом, учитывая положительную судебную практику;

- в пассажирском купейном вагоне;

- при выезде за границу до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации, в том числе с учетом процентного отношению ортодромии, учитывая положительную судебную практику.

3. Предложить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Татьяне Николаевне в целях расширения возможностей защиты трудовых прав граждан и прав на пенсионное обеспечение обратиться в адрес:

3.1.         Фонда социального страхования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации о рассмотрении вопроса упрощения механизма и срока получения санаторно-курортных путевок для предпенсионеров за счет 10% средств Фонда социального страхования, предусмотренных на мероприятия по охране труда;

3.2.         Министерства труда и социального развития Российской Федерации об:

3.2.1. урегулировании механизмов зачета льготных периодов в страховой стаж для назначении досрочной пенсии с учетом сложившейся практики, когда граждане отстаивают свое право на зачет льготных периодов в судебном порядке;

3.2.2. рассмотрении возможности расширения перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости малочисленным народам Севера;

3.2.3. рассмотрении вопроса совместно с Федеральным архивным агентством (Росархив) об упрощении механизма (требований) к формированию и передаче документов по личному составу работников в государственные учреждения архива;

3.2.4. инициировании вопроса о возможном назначении пенсии по старости гражданам, проживающим (работающим) в период отбывания наказания в местах принудительного содержания, расположенных на «чернобыльской» территории, со снижением возраста за период проживания (работы) на загрязненной территории;

3.2.5. индексации пенсии пенсионерам, являющимся опекунами несовершеннолетних и осуществляющих опекунские функции на возмездной основе;

3.2.6. официальном разъяснении приказа Минтруда РФ № 764н от 03.12.2018, действия которого в части дополнительных гарантий санаторно–курортного лечения работников предпенсионного возраста распространяются независимо от работы во вредных и (или) опасных условиях труда.

4. Поддержать законодательную инициативу Министерства труда и социального развития Российской Федерации, внесенную в Правительство Российской Федерации, направленную на защиту прав граждан по своевременной выплате заработной платы, которой предусматривается наделение Роструда правом выдавать предписание при задержке работодателем заработной платы, что позволит при неисполнении работодателем предписания направить его судебным приставам для взыскания с работодателя невыплаченной заработной платы без судебной инстанции.

5. Поддержать инициативу Федерации Независимых Профсоюзов России о возвращении прежних границ пенсионного возраста для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Опубликовано: 17.06.2019 21:51        Обновлено: 01.07.2019 20:46