Размер:
Цвет:

Доклад "ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ"

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:

НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


Стребкова Наталья Васильевна,     

Уполномоченный по правам человека   

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  





Сегодня в условиях интенсивно изменяющегося законодательства вопросы правового просвещения населения России по особому звучат на повестке дня, их важность и актуальность неоднократно отмечалась правозащитными институтами и представителями различных органов власти.

Однако прямых норм законодательного урегулирования столь важного направления государственной политики как область правового просвещения граждан нет.

Правовые, организационные и экономические основы просветительской деятельности, принципы государственной политики в данной сфере, общие правила функционирования системы правового просвещения, а также правовое положение и взаимоотношения участников просветительской деятельности нашли свое отражение в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации еще в 2011 году, которые хоть и носили декларативный характер, однако именно этим документом определялись принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Также вопросы правового просвещения затронуты в Модельном законе о просветительской деятельности, принятым на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в городе Санкт-Петербурге 20 мая 2016 года, Постановление № 44-11.

         О необходимости формирования правовой культуры и правового просвещения граждан указано в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 2 августа 2018 года № 471 «Об организации

в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию (ранее действующий приказ Генеральной прокуратуры от 10 сентября 2008 года № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» утратил силу), где, в частности, подчеркнуто, что фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес. В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания и просвещения населения. Работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами государственной власти и общественными объединениями, средствами массовой информации, с учетом состояния законности и правопорядка, а также целевой аудитории.

Одна из основных целей правового просвещения состоит в повышении осведомленности граждан, в том числе и несовершеннолетних, о правах и свободах, гарантированных им законодательством Российской Федерации, региональным законодательством, а также механизмах защиты и восстановления нарушенных прав. Следует признать, что данное направление находится, фактически, в начале пути, а до формирования государственной система правового просвещения еще далеко.

В ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отмечается, что правовое просвещение в России по-прежнему остается одной из важных, но слабо реализованных составляющих развития гражданского общества и требует комплексного подхода.

В формировании правовой культуры ключевая роль принадлежит системе образования всех видов и уровней. От качества и степени интеграции образования в области прав человека в системе общего и высшего образования во многом зависит итоговая результативность политики правового просвещения.

Интенсивное обновление законодательства, невысокий общий уровень правовой грамотности и неумение на практике отстаивать свои интересы зачастую приводят к непоправимым либо трагическим последствиям.

В большей степени низкий уровень правовых знаний, культуры и правового нигилизма характерен для молодежной среды.

Распространение правового нигилизма среди молодежи во многом вытекает из ее правовой некомпетентности. Молодое поколение зачастую не знает о своих правах, о возможности их реализации и об ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому в современном российском обществе имеют место такие явления, как незнание и игнорирование законов молодыми людьми, негативное отношение к власти, неверие в справедливость правосудия, отсутствие неприятия любых правонарушений и правовой нигилизм в молодежной среде.

Наибольшая пассивность молодых людей отмечается в реализации своих политических (избирательных) прав, а это означает, что при правовом просвещении молодежи следует уделять особое внимание активизации политического права молодежи, очень важно довести до сознания каждого молодого гражданина понимание его конституционного права причастности к процессам управления в стране, регионе, результат которых во многом зависит от волеизъявления, активности и ответственности самого человека.

В целях привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма, особенно среди подрастающего поколения, молодежи, с учетом состояния законности и правопорядка, потребности целевых групп граждан в повышении правовой грамотности необходимо максимально использовать имеющийся потенциал различных учреждений и органов власти во взаимодействии с общественными объединениями, средствами массовой информации в организации систематического правового просвещения и содействия повышению уровня правосознания населения.

И здесь недостаточно только мер, направленных на организацию бесплатной юридической помощи, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. (Справочно: Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" предусмотрено 12 категорий граждан, имеющим право на бесплатную юридическую помощь, а законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2011 № 113-оз "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусмотрено дополнительно еще 12 категорий граждан, имеющих право на такую помощь. Из бюджета автономного округа выделяется более 7 млн. рублей на бесплатную юридическую помощь). Однако не каждый регион может предоставить данную услугу в таком объеме.

Кроме того важно понимать, что законодательство о бесплатной юридической помощи предусматривает иные задачи, чем работа по развитию правового просвещения.

Если проанализировать законодательство, регулирующее сферу деятельности федерального и региональных Уполномоченных по правам человека, отмечается, что норма по правовому просвещению в одноименных законах представлена очень сужено и предусматривает право (не обязанность!) омбудсменов: способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

На практике все происходит иначе, чаще всего именно институты уполномоченных по правам человека на федеральном и региональном уровнях являются тем локомотивом, который является «силовым тяговым средством», обеспечивающим продвижение всего межсекторного взаимодействия исполнителей сферы правового просвещения, чья деятельность прямо или косвенно предполагает работу по правовому просвещению граждан, формированию высокой правовой культуры у граждан нашей страны, включая детей, обучающихся и молодежь, высокого уровня правосознания и уважения к закону, к правам человека.

На федеральном уровне требуется урегулирование нормы деятельности в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в том числе через принятие соответствующих государственных программ.

О целесообразности активизации правового просвещения населения автономного округа, системном информировании граждан о правовых возможностях реализации их конституционных прав указывалось и в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в 2015 – 2018 годах.

Убеждения построены также и на изучении причин обращений граждан, поступающих как к региональному, так и к федеральному Уполномоченному по правам человека, в том числе на встречах Уполномоченного с руководителями (представителями) общественных организаций, представляющих интересы различных категорий граждан (инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, ветеранов боевых действий, комитетов солдатских матерей), а также с работниками трудовых коллективах, в молодежной среде, откуда поступают запросы граждан на проведение дополнительной правопросветительской работы по реализации конституционных прав человека. Отмечается, что более чем у половины граждан, обратившихся к Уполномоченному, конституционные права не были нарушены, а граждане нуждались в своевременных разъяснениях норм законодательства и помощи в определении законных путей реализации их прав. Как правило, это касается обращений по вопросам реализации социально-экономических прав: жилищных, прав на услуги жилищно-коммунального комплекса, прав на социальную поддержку и медицинское обеспечение, занятость, трудовые права и на защиту прав в специальных (компетентных) органах власти.

И, напротив, отмечаются случаи, когда права граждан нарушались
из-за низкого уровня правовых знаний или правосознания человека, чем зачастую пользуются недобросовестные работодатели, риэлторы, мелкие фонды микрофинансирования и другие представители юридических лиц, а восстановить нарушенные права практически невозможно даже в судебном порядке.

Анализируя показатели обращений граждан, поступающих к Уполномоченному, можно отметить, что львиная доля граждан, обратившихся за защитой, нуждаются в качественном разъяснении норм обеспечения реализации их конституционных прав. Кроме того четверть обратившихся граждан нуждаются именно в консультативной помощи.

Анализируя практику правозащитной деятельности можно с ориентацией на запросы отдельных групп населения отметить, что правовое просвещение – это действительно основа, фундамент, обеспечивающий реализацию прав человека, который требует создания эффективной системы и механизмов межведомственного взаимодействия между всеми уровнями власти и инициативной частью жителей при организации правопросветительских мероприятий.

При развитии сферы правового просвещения важно четко определить цель правового просвещения в сложившихся условиях и с учетом запроса населения, например, при поставленной цели создать условия для повышения уровня правовой грамотности граждан, их правовой культуры и правовой активности как ресурса развития общества, способствующего реализации гражданами своих прав, одной из основных задач может стать: создание эффективной системы и механизмов межведомственного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественными организациями и инициативной частью жителей автономного округа при организации мероприятий, направленных на правовое просвещение граждан.

При формировании системы правового просвещения в Ханты-Мансийском автономном округе особое внимание обращено на выполнение следующих функций:

информационную – расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;

идеологическую – популяризует основные идеи правового просвещения, отражающие особые интересы социальных общностей и групп, формирует понимание гражданами своего права причастности к процессам управления в стране, регионе как непосредственно, так и через своих представителей, выборных должностных лиц путем активизации и реализации своего избирательного права;

агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, принятых нормативных правовых актах (в том числе государственных программах), направленных на реализацию конституционных прав человека, о просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения;

консультативную – распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни;

образовательную – обучает граждан не только знанию своих прав и законных интересов, но и умению правильно их реализовывать;

воспитательную – обеспечивает преодоление нигилизма, воспитание в духе патриотизма и уважения к закону;

мобилизационную – формирует активную и конструктивную жизненную позицию, волю и способность своими действиями обеспечить реализацию своих прав и законных интересов, реализовать социально значимые проекты;

правозащитную – способствует снижению правового нигилизма, формирует социальные навыки законопослушного поведения и инициативных действий в целях защиты правопорядка.

При формировании плана (программы) развития правового просвещения мероприятий обращено внимание на ключевые направления развития правового просвещения, предусматривающие работу не только связанную с правопросветительской деятельностью, но и мероприятия, направленные на повышение уровня правосознания, правовой культуры человека, уважения к закону и правопорядку, в том числе на мероприятия:

по совершенствованию нормативных правовых актов и правоприменению в области оказания юридической помощи населению, правового просвещения и информирования граждан;

по привлечению институтов гражданского общества к деятельности по развитию правовой грамотности, повышению правовой культуры и правосознания граждан;

по совершенствованию правового просвещения и воспитания детей, обучающихся и молодежи;

по повышению правовой грамотности граждан различных целевых групп;

по развитию информационно-правовых ресурсов, в том числе в сети Интернет, различными органами власти (федеральных, региональных), органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности.

Уместно было бы остановиться на некоторых формах работы по правовому просвещению граждан, используемых в практике работы Уполномоченного по правам человека в Югре и его аппарата, в том числе на межведомственном уровне, которой было охвачено более 260 тысяч югорчан, это: консультационный прием граждан выездной, а также по основной дислокации рабочего места Уполномоченного, правовая помощь на дому лицам с инвалидностью, постоянная работа телефонов «Горячей линии» по защите прав человека.

Наибольшую популярность набирают консультационно-диалоговые площадки для целевых групп населения (коренные малочисленные народы Севера, инвалиды, ветераны боевых действий, многодетные, молодые семьи, мигранты и др.), на которые приглашаются с докладами и готовностью к проведению индивидуальных консультаций граждан руководители налоговых органов, территориального отделения Пенсионного фонда России, Бюро МСЭ, исполнительных органов государственной власти субъекта в отрасли здравоохранения, образования, социального развития, труда и занятости.

Практикуется проводить такие консультационно-диалоговые площадки, в том числе в режиме видео-конференцсвязи с охватом участников всех муниципальных образований и максимального числа граждан с предоставлением им возможности задавать вопросы по имеющимся проблемам и получать индивидуальные консультации.

Определенная работа по оказанию правовой помощи лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется во взаимодействии с УФСИН, Общественной наблюдательной комиссией, нотариальной палатой и Общественной палатой Югры, в том числе по оказанию выездных консультационных приемов, проведению дней бесплатной юридической помощи, обеспечению необходимой юридической правовой литературой. Однако эту работу следует систематизировать на уровне ФСИН России, в том числе по предоставлению доступа лицам, отбывающих наказание к информационно-правовым ресурсам.

Отмечается, что в исправительных учреждениях, расположенных на территории автономного округа, установлены информационные киоски, которые содержат сведения о возможном трудоустройстве лиц, освобождающихся из мест принудительного содержания, что является важным звеном в ресоциализации осужденных.

В конце 2018 года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Югре стартовал правовой марафон для лиц предпенсионного возраста, это стало непросто актуально, но и очень востребовано в рамках изменяющегося законодательства в пенсионной системе. С участием представителей Отделения Пенсионного фонда России в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Департамента труда и занятости автономного округа, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Государственной инспекции труда в рамках правового марафона проводились правовые сессии, консультационные площадки и личные приемы граждан по вопросам изменений пенсионного законодательства, принятых федеральных и региональных льгот для предпенсионеров, что было востребовано не только гражданами пенсионного возраста, но и специалистами кадровых служб различных предприятий и организаций. Эта практика продолжена и в 2019 году.

Отдельно следует остановиться на поддержке и продвижении в Югре правопросветительских проектов, инициированных федеральным Уполномоченным по правам человека:

«Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты», направлен на создание межрегиональной системы правового просвещения посредством объединения корпуса правовых волонтеров;

Правопросветительские проекты «Школа правозащитников: учиться и действовать», «Права человека глазами молодежи», Всероссийский урок прав человека, Образовательный проект «Права человека» направлены на содействие формированию правовой культуры населения, вовлечение молодежи в процесс правового просвещения граждан, поиск новых форм и способов распространения правовых знаний в информационном обществе, стимулирование интеллектуального потенциала, понимание и применение прав человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, как необходимое условие для понимания Конституции Российской Федерации, привлечение молодого поколения к поддержанию мира и взаимоуважения.

Активная работа по правовому просвещению и взаимодействию с юридическими клиниками проводилась Уполномоченным и его аппаратом с молодежью и студентами организаций высшего образования. Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека автономного округа принял участие в едином уроке права, проведенном в формате «круглого стола» в Юридическом институте Югорского государственного университета в городе Ханты-Мансийске.     Мероприятие было посвящено 25-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. Участники круглого стола, студенты 4 курса, высказали свою точку зрения о возможностях по защите прав человека, которые представляет Конституция Российской Федерации. В рамках круглого стола были подняты вопросы гендерной дискриминации при реализации права служить в армии России, деятельности нового субъекта права – информационного брокера, рассмотрен институт профайлинга, основанный на обработке персональных данных. Участники коснулись основных избирательных прав граждан, дискутировали о реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья. Важно отметить, что студенты, будущие юристы, отличались своей продуманной юридической позицией и умением найти золотую середину среди запутанных коллизий правовой системы.

Также в рамках правового просвещения студентов Уполномоченный принял участие в работе региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия экстремизму: международные, национальные и региональные аспекты», которая прошла в Югорском государственном университете.

Организаторами конференции выступили Югорский государственный университет Югры, Ханты-Мансийское региональное отделение ООО «Ассоциация юристов России».

В конференции приняли участие также представители органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций, научно-педагогические работники, обучающиеся высших учебных заведений.

Целью конференции была выработка рекомендаций по повышению эффективности предупреждения и борьбы с проявлениями экстремизма в российском обществе и государстве, а также в образовательных организациях.

В своем выступлении Уполномоченным отмечена важность обсуждаемой темы. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов молодежь наиболее подвержена деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. И хотя проявление экстремизма в молодежной среде Югры не вызывают особой угрозы, оснований для самоуспокоения нет. Особое внимание Уполномоченным обращено на важность качественного состава конференции, когда возможно обсудить вопросы профилактики экстремизма и терроризма не только с научной точки зрения, но и учесть мнение (предложение) молодежи. Очень важно, чтобы молодые люди выразили на конференции свою точку зрения: чего они ожидают от органов власти различных уровней, своих учебных заведений в качестве профилактических (превентивных) мер и что сами готовы сделать для недопущения проявления признаков экстремизма в молодежной среде. Тем более, что условия для этого имеются, молодежь Югры активно объединяется в НКО, разрабатывает и реализует проекты, направленные на повышение правовой культуры молодых людей, развития альтернативных гражданских институтов и волонтерских добровольческих движений.

Опытом практической правопросветительской и правозащитной работы с молодежью поделились также представители Молодежного парламента Югры, Молодежной Ассамблеи автономного округа.

В Сургутском государственном университете при участии Уполномоченного по правам человека в Югре состоялась нетворкинг-встреча «Защити свои права», посвященная 25-летию Конституции Российской Федерации. Особенностью встречи являлось объединение участников, находящихся на разных профессиональных уровнях, от учащихся старших классов до должностных лиц, достигших уровня экспертов в профессиональной сфере.

Уполномоченный выступила в качестве эксперта нетворкинг-встречи. В формате диалога присутствующие обсудили сложные ситуации, в которых оказались заявители, это были вопросы об обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после утраты требуемого статуса (достижение 23-летнего возраста), вопросы о проблемах правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми, а также вопрос по обеспечению прав некоммерческой организации на пользование земельным участком.

Нетворкинг-встреча предоставила возможность студентам юридического института и заявителям получить квалифицированные разъяснения от экспертов, рассмотреть данные вопросы с позиции действий (или бездействия) должностных лиц. Ряд вопросов по результатам встречи Уполномоченным взяты под личный контроль и дальнейшее рассмотрение. Все участники обменялись деловыми контактами, получили консультации экспертов, обсудили сложные жизненные ситуации и на приведенных примерах учились эффективно их разрешать.

Участники нетворкинг-встречи в очном режиме могли наблюдать практику реализации механизмов защиты прав человека и в деятельности института омбудсмена в Югре.

Также по инициативе Уполномоченного обучающиеся образовательных организаций городских округов: Лангепас, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Югорск и муниципальных районов: Белоярский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Октябрьский, Сургутский, Ханты-Мансийский приняли участие во Всероссийском конкурсе «Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты», организованном Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, и в конкурсе «Права человека глазами молодежи 2018», организованном АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития» (г. Москва).

Вовлекая институты гражданского общества в вопросы правового просвещения Уполномоченному по правам человека в Югре удалось ввести в грантовую поддержку проектной деятельности, кроме прочих, такие важные направления, как правозащитная и правопросветительская деятельность.

Так, например, порядка 100 млн. рублей предусмотрено в региональном бюджете на предоставление грантов Губернатора автономного округа на развитие гражданского общество по таким основным направлениям развития, как:

наука, образование, просвещение, молодежная политика;

культура и искусство; охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт;

социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан;

поддержка семьи, материнства и детства;

межнациональные и межконфессиональное согласие, поддержка коренных малочисленных народов Севера;

защита прав граждан;

поддержка институтов гражданского общества; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;

охрана окружающей среды и животных.

Тематика направлений подразумевает, в том числе правопросветительскую и правозащитную деятельность.

Также в целях развития правового просвещения в автономном округе постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2012 года № 132-п утверждено положение «О конкурсе проектов по правовому просвещению, повышению правовой грамотности и правосознания граждан, информированию по правовым вопросам и юридической помощи гражданам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Победителями конкурса в разные годы становились нотариальная палата Югры (проект «Азбука права», проект «Университет правовой грамотности», 2016, 2017 годы), Ханты-Мансийская городская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (проект «Школа правовой грамотности», 2018 год).

Также по инициативе Уполномоченного по правам человека в Югре в положение о конкурсе социально значимых проектов и успешных гражданских практик, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа «О конкурсе социально значимых проектов и успешных практик «Премия «Признание» от 28.09.2014 № 141, внесены дополнения по поощрению успешных гражданских практик и проектов премией «Признание» в номинациях «Правозащитная деятельность, правовое просвещение и воспитание» – для центров и юридических клиник, оказывающих бесплатную правовую помощь гражданам, просветительских учреждений и организаций различных форм собственности, негосударственных правозащитных институтов.

Все это позволяет вовлечь в систему правового просвещения различные институты гражданского общества.

В 2018 году состоялось подписание трехстороннего Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Уполномоченными по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе, в Тюменской области и в Ямало-Ненецком автономном округе (далее также – Стороны, уполномоченные). Предметом Соглашения стало взаимодействие и сотрудничество Сторон в защите избирательных прав граждан, проживающих на территориях Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в ходе выборов Президента Российской Федерации, и проведении избирательных кампаний Губернатора Тюменской области, депутатов Думы Тюменской области, в том числе организация мероприятий по правовому просвещению (информированию) граждан в области реализации избирательных прав граждан.

Для решения практических задач в области обеспечения избирательных прав граждан уполномоченными было принято решение о создании Совета региональных Уполномоченных.

На современном этапе развития общества невозможно представить жизнь без информационных технологий. В целях обеспечения правопросветительской работы с населением, обеспечения открытости власти для граждан успешно реализуются такие информационные ресурсы, как сайты правозащитных органов, органов власти и органов местного самоуправления.

Дополнительно в сети Интернет создан раздел «Правовая информация» для представителей некоммерческих организации и добровольцев (волонтеров).

Автономным учреждением автономного округа «Центр «Открытый регион» посредством функционирования следующих разделов и сервисов портала «Открытый регион – Югра» проводятся мероприятия по правовому просвещению граждан:

Раздел «Правовое просвещение граждан» (далее – раздел).

На сегодняшний день в разделе созданы следующие подразделы: «Экономическое развитие», «Здравоохранение», «Социальное развитие», «Информационные технологии», «Дорожное хозяйство и транспорт», «Промышленность», «Имущественные и земельные отношения», «Недропользование и природные ресурсы», «Тарифы», «Культура», «Ветеринарная служба», «Коренные малочисленные народы Севера».

Цель создания раздела – подробное разъяснение жителям автономного округа, в том числе представителям коренных малочисленных народов Севера, положений актуальных нормативных правовых актов, законов, постановлений, распоряжений, принимаемых органами власти разных уровней. Реализована возможность получения обратной связи от населения. Электронная форма обратной связи позволяет всем желающим дать свои разъяснения по тому или иному правовому акту, еще не представленному в разделе.

Создан Геоинформационный сервис «Книга предложений» (далее – сервис).

Цель создания сервиса – решение в 10-дневный срок органами власти автономного округа заявленных жителями автономного округа проблем или получение компетентных комментариев по тому или иному нормативно-правовому акту и его применению.

Для удобства жителей автономного округа предусмотрена возможность подачи сообщения следующими способами:

на портале «Открытый регион – Югра»,

через мессенджер Viber – по номеру +7 952-700-86-86,

в приложении на официальной странице автономного учреждения ВКонтакте – https://vk.com/or_86.

Создана «Горячая линия». Цель – возможность получения гражданами консультации по телефону «горячей линии»: 8-800-1010-086.

Учитывая тот факт, что не всем гражданам, например, пенсионного возраста доступен такой канал связи, как Интернет, АУ «Центр «Открытый регион» предусмотрена возможность приема сообщений от граждан, в том числе указанной категории, в «Книгу предложений» по «горячей линии».

При этом за период 2018 – 2019 гг. в сервис «Книга предложений» по вопросам пенсионного обеспечения поступило всего 3 запроса. Они касались получения денежной компенсации или оплаты проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам Севера и возможности предоставления дополнительного отпуска работающим пенсионерам.

Также для граждан разрабатывается раздаточный материал разъяснительно-правового характера, который на регулярной основе выпускается Аппаратом Уполномоченного по правам человека как самостоятельно, так и во взаимодействии с Прокуратурой автономного округа, правоохранительными органами, отраслевыми Департаментами, Отделением Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

Наиболее востребованным этот вид правопросвещения является у коренных жителей автономного округа, проживающих в труднодоступных отдаленных местностях, хотя уместно было бы отметить, что для коренных народов не менее востребован и другой информационный ресурс, обеспечивающий доступ к правовой информации, это IT- стойбища, о чем сегодня чуть позже расскажут другие докладчики.

В правовом просвещении коренных народов неоценимую помощь оказывает региональная общественная организация «Спасение Югры», а также общественные помощники Уполномоченного по правам человека.

Все запросы населения, используемые формы работы с гражданами в рамках правопросветительской и правозащитной деятельности были положены в инициированный и разработанный Уполномоченным по правам человека в автономном округе проект Концепции развития правового просвещения граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 29 декабря 2018 года № 731-рп.

Реализация Концепции предполагает:

создание качественно обновленных системных механизмов правового просвещения граждан и социально-правовой среды в автономном округе, обеспечивающих повышение уровня осведомленности и юридической грамотности граждан, формирование у населения устойчивого уважения к закону и преодоления у населения правового нигилизма, утверждение веры в верховенство права;

создание условий для развития гражданской и правовой активности граждан;

привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды уважения к закону;

создание условий для изучения (познания) норм права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений.

Организация работы по правовому просвещению в рамках реализации мероприятий Концепции на межведомственном уровне позволит в регионе:

широко информировать населения в доступной для восприятия форме о законодательстве, государственной политики, направленной на обеспечение государственных гарантий и прав человека, их защите;

обеспечить условия для:

гражданского просвещения (распространения знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство Принадлежности к государству, в котором они живут);

политического просвещения (повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений, повышение избирательной активности молодежи);

юридического просвещения (распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, о способах их реализации и защиты).

В целях оказания содействия территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительным органам государственной власти автономного округа и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного, организациям негосударственного сектора в развития правового просвещения в регионе Уполномоченным по правам человека в Югре и аппаратом Уполномоченного подготовлены Методические рекомендации по реализации отдельных положений Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Создание при Уполномоченном по правам человека в Югре Координационного совета по развитию правового просвещения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре позволит обеспечивать взаимный обмен опытом по вопросам правового просвещения граждан, проводить сбор и анализ результатов созданных условий для повышения уровня правовой грамотности граждан, их правовой культуры и правовой активности как ресурса развития общества, способствующего реализации гражданами своих прав.


Опубликовано: 18.06.2019 12:47        Обновлено: 25.06.2019 12:48