Размер:
Цвет:

Доклад "О ПРАВОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ПРОЕКТЕ «ШКОЛА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ: УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ"

О ПРАВОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ПРОЕКТЕ «ШКОЛА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ: УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ


 

 Тыртышный Алексей Александрович,
  научный руководитель юридического института Автономной некоммерческой организации высшего образования «Российский новый университет», г. Москва,
   кандидат психологических наук, профессор, член экспертной комиссии комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию, член Совета Московского областного отделения Ассоциации юристов России, член Ассоциации юристов России (АЮР), Ассоциации юридического образования (АЮРО).



Сведения об авторах:
Зернов Владимир Алексеевич ректор АНО ВО «Российский новый университет», руководитель правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать»
Кожанов Тимофей Александрович заведующий Лабораторией правовых исследований юридического института АНО ВО «Российский новый университет», межрегиональный координатор правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать»
Тыртышный Алексей Александрович научный руководитель юридического института АНО ВО «Российский новый университет», заместитель руководителя правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать»
Шарова Алиса Андреевна лаборант Лаборатории правовых исследований юридического института АНО ВО «Российский новый университет», менеджер информационных ресурсов правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать»
Введение
«В связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации 2018 год был объявлен Годом добровольца (волонтера), многие проекты Уполномоченного по правовому просвещению были направлены на развитие знаний в этой области. Продолжалась реализация общефедеральных просветительских проектов среди пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, молодежи. Второй год подряд по нашей совместной с Министерством просвещения Российской Федерации инициативе в декабре 2018 года проводился Всероссийский урок по правам человека, в котором приняли участие более 8 млн школьников и студентов. Совместно с Российским новым университетом реализуется просветительский проект «Школа правозащитников: учиться и действовать».
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации совместно с Российским новым университетом разработан межрегиональный проект «Школа правозащитников: учиться и действовать», направленный на повышение уровня правовой культуры и правовой грамотности молодежи с использованием интерактивных правопросветительских технологий. Всего создано 57 региональных площадок в 12 субъектах Российской Федерации, где прошли презентации проекта, события контактной и игровой платформ. В проекте приняли участие более 4300 человек, среди них 2412 участников интерактивных обучающих просветительских занятий. В рамках проекта создан информационный интернет-портал, а также разработаны мобильные приложения для участников проекта.»
Из доклада Уполномоченного по правам человека за 2018 год:
Правопросветительский проект «Школа правозащитников: учиться и действовать» направлен на формирование правозащитных компетенций, правосознательного и социально ответственного поведения молодёжи (основная целевая аудитория школьники и студенты возраста 14-25 лет) через интерактивные правопросветительские технологии, разработанные с учётом опыта реализации проекта «Школа правозащитников» в 2017/2018 гг. в девяти регионах России.
Ключевая идея проекта в 2018/2019 году — создание межрегиональной правопросветительской среды путём расширения числа регионов реализации для повышения эффективности мотивации молодёжи к правомерному поведению и самореализации путём формирования правозащитных компетенций у участников проекта и установок правомерного поведения с целью дальнейшей трансляции приобретённых компетенций широкой аудитории.
Наставником проекта в формате Школы правозащитников является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова.
Проект реализуется совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам человека с 2015 года — началом проекта стала игровая платформа «Правовые волонтёры» (начало реализации 2013 год), которая проходила в формате многоуровневой интерактивной правовой игры. Экспертами отдела правового просвещения Аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации совместно с профессорско-преподавательским составом юридического института АНО ВО «Российский новый университет» разработан инновационный формат — правозащитный квест «Право — инструкция по применению». В последующем адаптированы методика проведения диалоговой лекции «Я знаю право» и деловой игры «Мой правозащитный навигатор». В этом году в сотрудничестве с региональными уполномоченными аппаратами проходит стандартизация контента и технологий образовательных программ «Время учиться» и «Время действовать»
Результаты реализации правопросветительских технологий проекта отражены в Докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015, 2016, 2017 и 2018 год, которые были представлены Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.
Партнёры проекта
Партнёрами проекта выступают государственные органы, общественные, образовательные и волонтёрские организации, музеи и библиотеки, среди них федеральные партнёры:
Государственная Дума Федерального Собрания, Федеральная служба исполнения наказаний, Ассоциация юристов России, Мемориальный музей космонавтики, Музей истории ГУЛАГа, библиотеки и другие партнёры, представители которых принимают участие в информационной поддержке, разработке правопросветительских материалов и оценивании результатов участников игровой платформы «Правовые волонтёры» и контактной платформы Время учиться».
Структура проекта
Для каждого участника проект начинается одинаково — регистрация на разработанном в 2017 году портале проекта, где каждый участник становится респондентом всероссийского исследования правопросветительской среды. Каждому участнику доступна правопросветительская дистанционная программа «Время учиться», состоящая из четырёх блоков, сопровождаемых видео-лекциями экспертов проекта.
Программа «Время учиться» направлена на поэтапное освоение знаний о правовой и правозащитной системе России, государственном устройстве и ключевых отраслях права. По итогам освоения программы в интерактивном режиме формируется результат (по итогам тестирования ) и сертификат (в рамках общего портфолио участника).
Для команд учащихся старших классов школ (7-11 классы) разработаны уровни игровой платформы «Правовые волонтёры», а для студентов колледжей, вузов, участников волонтёрских организаций и иных участников экспертами проекта создана деловая игра «Мой правозащитный навигатор», которая в сочетании с диалоговой лекцией «Я знаю право» позволяет участникам не только узнать о деятельности того или иного правозащитного органа, но и «примерить» на себя роль правозащитника, так как перед участниками ставится задача — защитить и восстановить нарушенное право главного героя задачи (кейсового задания). Ключевое место в контенте лекции и структуре игры занимает компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а на региональном уровне она может быть дополнена компетенцией регионального или при необходимости - отраслевого уполномоченного, например – по защите прав коренных и малочисленных народов.

Рисунок 1 Структура и технологии проекта


Краткое описание основных правопросветительских технологий проекта
Возможности игровой платформы «Правовые волонтёры»
Игровая платформа «Правовые волонтёры» разработана для учащихся школ России и позволяет:
узнать об устройстве российской правовой системы в интерактивном инновационном формате;
понять, как работают правозащитные механизмы в России;
научиться их эффективно использовать;
научиться защищать собственные права и помогать в этом окружающим людям;
приобрести навыки для правового просвещения российского общества.

Рисунок 2 Возможности участников

Для участия в событиях проекта (первом, втором уровнях, отборочном этапе финала) понадобится доступ к компьютеру с подключением к сети «Интернет» и телефон с камерой.

Контактная платформа «время учиться»
Кто может стать участником?
Для участия в контактном формате «Время учиться» приглашаются учащиеся школ, студенты колледжей, профильных юридических вузов и факультетов, и непрофильных вузов и факультетов в возрасте от 14 до 25 лет.
В каждом регионе очной реализации проекта для участников контактной платформы «Время учиться» пройшли диалоговые лекции с экспертами в сфере правового просвещения под общим названием «Я знаю право», интерактивная деловая игра «Мой правозащитный навигатор», нетворкинг-сессии «Проблемы и причины низкого уровня правовой культуры в России».
Диалоговая лекция «Я знаю право» направлена на поэтапное уточнение правозащитных компетенций участников и выработку индивидуальной стратегии их формирования и дополнения.
Интерактивная деловая игра «Мой правозащитный навигатор» представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания основной деятельности правовых волонтёров, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
У участников формируется представление о системе российского права и законодательства, её иерархии и структурном содержании, формируются навыки работы с обращениями граждан, работы с юридически значимыми документами и их корректного использования, понимание вариативности применения правозащитных инструментов, навыки результативного использования справочных правовых систем, распознавания и применение актуальной правовой информации.
Нетворкинг-сессия позволит участникам выработать собственную стратегию преодоления низкого уровня правовой культуры в России, которую позднее возможно реализовать в Корпусе правовых волонтёров.
Форматы правового просвещения платформы «Время учиться» адаптивны под уровень компетенций целевой аудитории таким образом, чтобы было комфортно и учащемуся школы и студенту колледжа и вуза.
По результатам прохождения комплекса событий дистанционной программы «Время действовать», определяются участники, которые представят свои регионы на Летней школе правового просвещения в Москве, а затем реализуют собственные проекты в своих регионах.

Региональные площадки
Проект реализуется в 20 (прирост по сравнению с 2017/2018 гг. – 13 регионов) базовых региональных центрах Москвы и Санкт-Петербурга, Калининградской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Ростовской области, Свердловской области, Тамбовской области, Тульской области, Челябинской области, Ярославской области, Республике Алтай, Республике Карелия, Республике Крым, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Краснодарском крае, Пермском крае, Приморском крае. Региональными партнерами проекта уже сегодня выступили Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия), республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», Карельская региональная общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества», Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского, Сочинский государственный университет (опорный вуз Краснодарского края), Адвокатская палата Московской области, региональные омбудсмены и добровольческие организации, филиалы Российского нового университета, ГБУК «Калининградская областная научная библиотека» и другие.
Региональной площадкой реализации проекта может выступать любая организация: аппараты региональных уполномоченных по правам человека, школы, колледжи, библиотеки, музеи, университеты, центры дополнительного образования, волонтёрские организации, государственные органы и иные.
Созданная в 2018-2019 годах цифровая платформа проекта позволила стать участниками проекта школьникам и студентам из 83 регионов России – главное условие доступ к интернету.

О цифровой платформе
Для участников и организаторов разработан информационный сайт проекта, где любой пользователь может ознакомиться с информацией о проекте, площадках, прошедших событиях и найти ответы на интересующие вопросы.
Для участия в проекте необходимо зарегистрироваться на портале lk.hrdschool.ru, пройти исследование правопросветительской среды в регионе и интерактивную правопросветительскую программу «Время учиться», которая поможет при прохождении программ выбранной платформы участия.
При регистрации участник выбирает свой статус участия — наставник игровой платформы «Правовые волонтёры», участник контактной платформы «Время учиться» и организатор площадки в регионе.
На портале размещаются задания игровой платформы «Правовые волонтёры», контактной платформы «Время учиться»:
Первый уровень — «Правозащитный марафон»:
Команды «Правовых волонтёров» становятся консультантами юридической клиники, их задача — помочь обратившимся гражданам в решении сложной правовой задачи
Второй уровень — Правозащитный квест «Право — инструкция по применению»
Отборочные этапы и конкурсы
Основу цифровой платформы составляет электронный личный кабинет участника, который позволяет принять участие во всех форматах проекта.

Рисунок 3 Личный кабинет участника на портале проекта


Уровни и этапы реализации правопросветительских технологий
Первый региональный уровень проводится в формате работы с ситуационными кейсами, созданными на основе анализа судебной практики и публичных материалов государственных и муниципальных органов о работе с обращениями граждан. Работа команд участников, состоящих из учащихся 7 — 11 классов в количестве 6 человек, заключается в последовательном анализе представленных на различных тематических площадках ситуаций и поиске способов ее разрешения доступными правовыми средствами. В ходе работы над кейсом модератором площадки поощряется использование справочно-правовых систем.
Для повышения эффективности работы команды участники при работе над кейсом заполняют Правозащитный чек-лист, в котором отвечают на вопросы:
1. Как и чьи права нарушены?
2. Какими нормами права регулируются данные правоотношения?
3. Какие необходимо предпринять действия для защиты и восстановления нарушенных
прав?
4. Какие ожидаемые результаты правозащитных действий?
Работа команды оценивается модератором площадки по критериям:
1. Верность ответа;
2. Ссылки на необходимые нормы права;
3. Процедурность и порядок обращения;
4. Использование справочно-правовых систем;
5. Включенность команды.
Мероприятие проводится на портале проекта lk.hradschool.ru. В оценке работы команд участвуют региональные эксперты, в том числе представители профессионального юридического сообщества, государственных органов.
Второй региональный уровень проводится в формате правозащитного квеста, то есть последовательной работы с обращением гражданина с целью сбора необходимых документов, подготовки и подачи обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и/или регионального омбудсмена.
В 2017/18 году правозащитный квест «Право — инструкция по применению» был посвящен защите прав человека с ограниченными возможностями здоровья. В 2018/19 году запланирована тематика квеста «Образовательные права молодежи».
Участники, собрав необходимые для подготовки обращения документы, работают в формате диалоговой лекции с участием представителей аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (субъекте), где получают необходимую информацию о форме, содержании и порядке обращения к омбудсмену, после чего в составе команд подготавливают обращения, передают их экспертам на оценку и проводят краткий анализ допущенных ошибок совместно с экспертами.
Отборочный онлайн-этап финала игровой платформы «Правовые волонтеры» проводится в формате анализа портфолио команды и конкурса идей, представленных различным способом — видеоматериал, презентация, эссе, инфографика и пр. на общую тему «Правовое просвещение — мой взгляд». Суммарное количество просмотров видеоматериалов, направленных командами участников в 2018 году, превысило 10 000 просмотров, что способствует продвижению позитивных установок правопонимания в обществе с использованием возможностей социальных сетей.

Применяемые в проекте информационные технологии
Личный кабинет участника правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать» даёт возможность каждому зарегистрированному пользователю портала получить доступ к правопросветительских программам, событиям и материалам. На портале проекта:
1. Регистрация участников на программе правового просвещения «Время учиться» и прохождение вводного тестирования и опроса;
2. Отбор участников с использованием технологии ассессмент-центра и последующее определение участников контактной и игровой платформ по результатам рейтингования и отбора;
3. Обучение участников контактной и игровой платформ по программам «Время учиться» (все участники), «Время действовать» (отобранные по результатам участия в контактной и игровой платформах) для формирования устойчивых правопросветительских компетенций и отбора на Летнюю школу правового просвещения;
4. Учёт и оценка индивидуальных достижений участников проекта (правопросветительское портфолио).
Разрабатываемая информационная среда позволяет создать межрегиональную платформу правового просвещения, объединяющую усилия в сфере правового просвещения различных институтов гражданского общества.
На платформе возможно проведение прямых трансляций с использованием сервисов YouTube и онлайн-семинаров и тренингов с использованием webinar-технологий.
В 2018/2019 году к реализации правопросветительского проекта присоединились участники и организаторы из регионов, входящих в состав Уральского федерального округа.

ХМАО Югра

Свердловская область

Челябинская область

ЯНАО

Пермский край

Тюменская область

183 команды

26 команд

12 команд

0 команд

18 команд

11 команд

46 площадок

5 площадок

5 площадок

1 площадка

3 площадки

0 площадок

1886 участников

137 участников

196 участников

9 участников

186 участников

157 участников



Отметим, что самым многочисленным регионом-участником проекта «Школа правозащитников» в 2019 году стал Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, количественный показатель сегодня: 1886 участников, 44 площадки реализации и 183 команды игровой платформы «Правовые волонтёры», одна из которых представляла Уральский федеральный округ на финале игровой платформы «Правовые волонтёры» в Москве и заняла второе место.
В 2019 году к реализации проекта присоединились участники из Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской области, Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края и Тюменской области.
В период информационного освещения проекта и регистрации участников в регионах Уральского федерального округа проведены презентации проекта на базе образовательных организаций, площадками проведения презентаций стали Челябинская областная библиотека для молодёжи, где с членами Молодёжного совета при Уполномоченном по правам человека встретилась Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Николаевна Павлова и провела презентацию проекта, также презентации прошли на базе одного из региональных организаторов Челябинской области — Российский государственный гуманитарно-педагогический университет и на базах школ, также информационную поддержку оказали региональные Уполномоченные по правам человека и государственные органы.
Очные события контактной платформы «Время учиться» прошли на пяти площадках Уральского федерального округа.

Челябинская область

Пермский край

Свердловская область

Российский государственный университет правосудия (филиал), г. Челябинск

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Уральский промышленно-экономический техникум г. Екатеринбург

МОУ СОШ №3 г. Южноуральск, Челябинская область

МАОУ Гимназия г. Нытва, Пермский край


Корпус правовых волонтёров проекта «Школа правозащитников»
Корпус правовых волонтёров — волонтёрское объединение участников правопросветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать». Участники проекта, успешно прошедшие испытания в рамках игровой , контактной и образовательных платформ и Летней школе правозащитников могут реализовать свои правопросветительские компетенции, опираясь на методическую и организационную, и технологическую среду проекта.
Цель Корпуса — распространение полученного правопросветительского опыта в регионах России, содействие и помощь правовому просвещению молодёжи России.
Подготовка волонтёров Корпус включает в себя образовательный и событийный кластеры: 1) программа «Время действовать», направленная на подготовку тренеров и помощников тренеров правопросветительских программ для последующей реализации в регионах; 2) образовательная программа Летней школы правового просвещения, включающая в себя работу с экспертами, нетворкинг-сессии по проблемам правового просвещения в России; 3) правопросветительские мастерские.
Ключевыми событиями Корпуса правовых волонтёров станут самостоятельная реализация программ правового просвещения в регионах России в октябре-ноябре 2019 года и участие во всероссийском открытом уроке «Права человека» в 2019 году.
Как попасть в Корпус правовых волонтёров?
Опыт реализации проекта в рамках первых двух этапов 2018-2019 гг. показывает, что участниками проекта создана эффективная межрегиональная правопросветительская среда для молодежи, объединяющая различные технологии правового просвещения на площадках реализации проекта и формирующая у широкого круга лиц: позитивные правосознательные установки, заключающиеся в восприятии права как эффективного инструмента урегулирования общественных отношений; устойчивые знания о системе механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина; навыки эффективного использования правозащитных механизмов для защиты собственных прав и интересов; правопросветительские компетенции для распространения полученных в проекте знаний и умений.

Рисунок 4 Деятельность Корпуса правовых волонтёров

Модель правового просвещения распространена более чем в 30% субъектов Российской Федерации, её форматы доработаны с учетом мнения участников и экспертов. Адаптирована электронная просветительская инфраструктура (lk.hrdschool.ru и ресурсы-спутники) для участия неограниченной аудитории. Сформирован межрегиональный молодежный кластер для дальнейшего развития правопросветительской среды.

Рисунок 5 Эффективность форматов правового просвещения

Дальнейшее развитие проекта предполагает в 2019-2020 гг. расширение географии дистанционного формата проекта до 40-45 субъектов Российской Федерации в 2020 году и до 85 субъектов в 2021-2023 годах. Параллельно с развитием географической сети правового просвещения предполагается совершенствование правопросветительских онлайн-возможностей в рамках портала lk.hrdschool.ru как в рамках проекта, так и вне него. Так, одним из направлений совершенствования онлайн-среды представляется постепенный перевод игрового и контактного формата в онлайн-режим с сохранением всех преимуществ контактного взаимодействия путем создания базовых правопросветительских центров в федеральных округах на базе образовательных, культурных и добровольческих организаций. Для развития контактного и игрового форматов запланировано обучение волонтеров образовательных и добровольческих организаций, участие которых в проекте позволит масштабировать применяемые в проекте технологии на всю территорию Российской Федерации к 2023-2025 годам.
Опубликовано: 18.06.2019 10:14        Обновлено: 25.06.2019 10:31