Размер:
Цвет:

Доклад "О РАБОТЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"

О РАБОТЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

  


   Кононенко Станислав Петрович,

председатель Регионального общественного движения инвалидов-колясочников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Преобразование", член Общественной палаты Югры, Общественный помощник Уполномоченного
по правам человека в автономном округе




Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет базовые принципы экономики, политики, культуры, социальной сферы, государства и права. Реализация положений Основного закона должна отвечать национальной идее, выражающей единый порядок и организацию взаимоотношений государства и граждан, определяющей основы положения и права человека в российском обществе.

          Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

          Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.

          Особое значение в сфере защиты прав, свобод и интересов граждан имеет институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Его значение определяет Л.Ю. Грудцына: «Это защитник гражданских прав – охраняет как публичные, так и личные интересы, частную сферу жизни. Благодаря его деятельности нейтрализуется настороженное отношение граждан к администрации, восстанавливается и поддерживается их вера в справедливость власти. Даже незначительный урон, нанесенный личности, создает напряженность в ее взаимоотношениях с государством. Омбудсмен, являющийся «голосом разума и сознания», примиряет эти противоречия, поэтому восстановительный и политический эффекты деятельности омбудсмена являются весьма значительными».

          В этой связи хотелось бы отметить, что разработанная в конце 2016 года Уполномоченным по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Концепция правового просвещения граждан, которая была принята общественностью и утверждена распоряжением Правительства автономного округа от 29.12.2018 № 731, становится действенным профилактическим инструментом в борьбе с правовым нигилизмом.           

Правовой нигилизм, является своеобразным показателем состояния гражданского общества и личности в государстве, в котором он проявляется как социально-психологическое явление, при самооценке своих действий, прав и обязанностей или отдельных его норм гражданами, отдельными социальными группами и всем обществом в целом. В России, это массовое явление не только среди граждан, но и в официальных кругах, в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах. Особенно он заметен среди молодёжи, где правовое сознание интерпретируется не как способ проявления себя, своих способностей, возможностей и таланта, а как выделение своего Я, и возвышения над остальными. Подобная форма поведения приводит к проявлению веры в безнаказанность за совершённое противоправное деяние, и как следствие, ведёт к более существенным правонарушениям и преступлениям. Это можно объяснить условиями длительного подавления прав и свобод человека в России, где он, был вынужден приспосабливаться для реализации своих жизненных потребностей и интересов, искать способы обойти закон путём обмана или противоправного действия.

В средствах массовой информации, телевидении, интернете ежедневно выходят материалы информационных сводок о существенных правонарушениях в различных сферах жизнедеятельности граждан России, многие из которых напрямую связаны с низкой правой грамотностью и правовым нигилизмом. По этому поводу, выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: «единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, понимания ценностей и принципов государственного устройства».

Таким образом, государству необходимо обеспечить создание не только правовой базы, регулирующей общественные отношения, но и механизма доведения правовых знаний до уровня понимания граждан. Важной задачей является создание условий, при которых актуальная правовая информация являлась бы доступной для каждого гражданина. Закон надо уметь правильно прочитать и правильно применить. Для этих целей, одной из главных задач государства является упрощение доступности законодательства. Оно должно быть более компактным, конкретным, стабильным, социально справедливым, с минимальными отсылочными нормами к другим нормам права, а значит более понятным населению. Знание закона, уважение к закону даёт каждому гражданину уверенность в себе, в том, что он не останется беспомощным в любой жизненной ситуации.

          Оказание бесплатной юридической помощи гражданам в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.11.2011 № 324 «О бесплатной юридической помощи в РФ» в формах государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В автономном округе принят аналогичный НПА от 16.12.2011 № 13 «О бесплатной юридической помощи в ХМАО-Югре». Об актуальности и значимости оказания квалифицированной юридической помощи гражданам можно судить по растущему количеству их обращений в публичные и общественные правозащитные институты (итоговые отчёты УПЧ, ОП, общественные приемные и т.д.). По мнению общественности, растущее число обращений свидетельствует отнюдь не о усугублении положения в сфере нарушенных прав и свобод человека, а об сопричастности правозащитного института в решении существующих проблем граждан. При всех положительных аспектах реализации государственных гарантий оказания бесплатной юридической помощи гражданам в РФ, также существуют сферы, где не в полной мере по ряду объективных и субъективных причин, оказание такой услуги для МГН затруднено.

1.                      Это физическая недоступность зданий и сооружений, где субъекты права оказывают услуги юридической помощи (органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, судебная система, прокуратура, МВД, адвокатура, нотариат и т.д.).

2.                      Специфика предоставления юридической помощи отдельным категориям граждан – инвалиды по зрению и слуху, с ментальными нарушениями, которым необходимы дополнительные условия (сурдо и тифло перевод).

3.                     За рамками государственных гарантий оказания бесплатной юридической помощи оказались общественные объединения инвалидов, которые в силу специфики своей общественной деятельности, остро нуждаются в правовой поддержке и сопровождении.

4.                      Инвалиды, выпускники системы высшего образования, получившие юридическое образование, испытывают трудности в применении полученных профессиональных знаний и дальнейшем трудоустройстве.

          По итогам мониторинга трудовой занятости студентов-инвалидов (2017), выпускников высших учебных заведений автономного округа, получившим высшее юридическое образование, отслеживается их не востребованность на рынке труда. Ориентировочная стоимость затрат бюджета на одного выпускника, составляет в среднем около 500 тыс. рублей, в соответствии с государственными гарантиями ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Результаты мониторинга показывают – только до 30% выпускников смогли найти своё место в профессиональной сфере, остальные столкнулись с непреодолимыми препятствиями в области профессиональной трудовой занятости.    

          Во многом причиной отказа в трудоустройстве, является отсутствие условий доступности рабочего места для инвалидов, доступности социальной, бытовой, транспортной и информационной инфраструктур. Затраты на адаптацию рабочего места для инвалида, являются расходными обязательствами самого работодателя. Большинство административных зданий правоохранительных структур, прокуратуры, МВД, адвокатуры, нотариата, юридических служб не имеют условий доступности для данной категории граждан.

          Существует острая потребность в создании особых условий предоставления юридической помощи для инвалидов по зрению и слуху, которую на данный момент они не в состоянии получить в рамках государственной и негосударственной системы оказания юридической помощи в виду отсутствия специалистов, владеющих сурдотифлопереводом. В то же время, потребность в оказании юридических услуг населению имеет тенденцию к росту, особенно это относится к маломобильным группам населения, которые в силу социально-экономических условий не могут воспользоваться услугами платной квалифицированной юридической помощи.

          Предоставление квалифицированной юридической помощи отдельным категориям граждан в равной мере затрагивает все отрасли права, выделяя красной строкой особенность государственных гарантий, относительно отдельных категорий граждан, нуждающихся в особом правовом режиме и их защите.

          Отдельно можно выделить необходимость правовой поддержки и сопровождения общественных объединений инвалидов, которые в сфере своей социально значимой деятельности нуждаются в постоянной юридической помощи и правовом сопровождении. Данные общественные объединения в соответствии с положениями ФЗ № 324 и ОЗ № 113 лишены такой возможности.

          Особо хотелось бы отметить в этой связи, формы взаимодействия института Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре направленные на правопросветительскую и правозащитную деятельностью с институтами гражданского общества, где существенное внимание уделяется защите прав, свобод и интересов наиболее незащищенным категориям граждан.

          Ярким и действенным примером взаимодействия института Уполномоченного по правам человека в Югре с институтами гражданского общества является Положение «Об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». Около 100 граждан Российской Федерации, обладающих общественным авторитетом и необходимы познаниями в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, выразили свою активную гражданскую позицию и вошли в состав общественных помощников. Особенно это актуально для отдаленных территорий автономного округа, где деятельность общественных помощников Уполномоченного по правам человека, является единственной возможностью и надежной в восстановлении нарушенных прав.    

          Ежегодно 5 мая, в Международный День борьбы за права инвалидов проводятся пресс-конференции и консультационно-диалоговые площадки отраслевых Департаментов с представителями общественных организаций инвалидов. Цель таких мероприятий – обратить внимание государства и широкой общественности на насущные проблемы, связанные с защитой прав людей с ограниченными возможностями здоровья.

          При подготовке к выборам различного уровня ЦИК Югры проводятся мероприятия, направленные на повышение доступности избирательных участков для маломобильных групп избирателей и инвалидов. Данные меры были разработаны на основании рекомендаций мониторинговой группы при Уполномоченном по правам человека в ХМАО-Югре, а также на основе рекомендаций общественных организаций инвалидов, которые оказали избирательной системе неоценимую экспертную помощь в этом вопросе. Подобное взаимодействие всех заинтересованных сторон, позволяет в краткие сроки устранить выявленные недостатки в ходе избирательной компании на местах, создавая при этом оптимально комфортные условия в день голосования для отдельных категорий граждан.

Вопросы социального обеспечения, охраны здоровья, образования, культуры, трудовой занятости, физической культуры, предоставления социальных и транспортных услуг населению в деятельности Уполномоченного по правам человека занимают одно из приоритетных мест. Это объясняется многочисленными нарушениями прав граждан в данной сфере, а также тем, что значительное их число относятся к лицам, неспособным в силу различных обстоятельств самостоятельно защитить свои права. В таких случаях, действенным инструментом является взаимодействие Уполномоченного по правам человека с различными институтами государственной власти и гражданским обществом (отраслевые Департаменты, Общественная палата Югры, Общественные советы, правоохранительные и контрольно-надзорные органы). Принятые коллегиальные резолюции, позволяют максимально учитывать мнения и предложения сторон при окончательном решении.

          Уполномоченным по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре 19 июля 2018 года было инициировано проведение межведомственного рабочего совещания по вопросам доступности условий оказания юридической помощи лицам с ограниченными возможностями в здоровье, в том числе с привлечением в сферу предоставления правовых услуг представителей общественных некоммерческих организаций (п. 2 протокола).

Итоговым результатом данного решения стала рекомендация об учреждении негосударственного центра юридической помощи для отдельных категорий граждан, в том числе общественным организациям инвалидов, создаваемого на базе общественного движения «Преобразование».

          В соответствии с приказом Минюста РФ от 01.03.2013 №24 информация об учреждении (создании) Ханты-Мансийского негосударственного центра бесплатной юридической помощи (региональная общественная приемная) регионального общественного движения инвалидов-колясочников «Преобразование» размещена на сайте Министерства Юстиции Российской Федерации от 17.08.2018 г., учетный номер 86/7. В штате организации работают 6 юристов из 5 городов округа, оказывающих бесплатную юридическую помощь как отдельным гражданам в рамках закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», так и общественным организациям инвалидов.

          В целях оказания бесплатной правовой помощи как отдельным категориям граждан, так и целевым группам, в том числе в интересах детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и их законных представителей, детей и их семей, из числа коренный малочисленных народов Севера, сотрудники юридического Центра «Преобразование» принимают активное участие в работе Совета по делам инвалидов при Губернаторе, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, комитета Думы Югры по социальной политике, ЦИК Югры, комиссий Общественной палаты Югры, Общественных советов при Депсоцразвития, Депобрнауки, Дептруда, Депздрава, Штаба действий в интересах инвалидов и т.д.

          Одним из основных видов деятельности Центра, является участие в предварительной оценке нормативно правовых актов (нулевой чтение), законодательных инициатив органов государственной власти (комитет по социальной политике Думы Югры, Общественная палата Югры, Общественные советы), имеющих социально значимую направленность, а также разработка поправок к ним (п. 3 ст. 33 ФЗ № 181).

          В октябре, ноябре 2018 года, в рамках проведения независимой оценки качества условий предоставляемых услуг учреждениями Депсоцразвития Югры, были проведены правовые консультации с руководителями центра социальной помощи семье и детям «Вега» и детского дома «Радуга» г. Ханты-Мансийск по вопросам обеспечения и соблюдения прав семей и детей, в том числе детей-сирот.

          При помощи Думы Югры обобщена правовая база по действующим на территории автономного округа-Югры нормативно-правовым актам в интересах детей, в том числе в интересах детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и их законных представителей, детей и их семей, из числа коренный малочисленных народов Севера.

          В работе Штаба действий в интересах инвалидов при Депсоцразвития Югры, созданного по поручению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в апреле 2018 г., принимают участие сотрудники центра «Преобразование», в части оказания консультаций, правовой помощи и сопровождения как по частным, так коллективным обращениям граждан.

          Информация о предоставлении бесплатной юридической помощи целевым группам в единый Всероссийский день оказания правовой помощи размещается на сайте организации «Преобразование», а также в социальных сетях. Юристы центра «Преобразование», по договоренности с Ассоциацией юристов России, 20 ноября 2018 г. приняли участие в приеме граждан с 17.00 до 18.00 по адресу ул. Мира 13.

           30 ноября 2018 г. и 11 мая 2019 г. проведен прием граждан в рамках реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в муниципальной приемной г. Ханты-Мансийска по адресу ул. Дзержинского 6.

          В конце ноября 2018 г. на базе Югорского государственного университета, совместно с Ассоциацией юристов России и юридической клиникой ЮГУ, реализовано проведение правового часа на тему: «Актуальные социальные технологии в решении проблем людей с ограниченными возможностями».

Оказана правовая помощь в оформлении уставных документов в Минюсте РФ по ХМАО-Югре 6 общественным организациям инвалидов и СО НКО. Подписаны Соглашения о предоставлении услуг сурдоперевода (в штате организации трудоустроены 4 сурдопереводчика – Сургут 2, Нефтеюганск 1


Опубликовано: 18.06.2019 10:01        Обновлено: 25.06.2019 10:13