Размер:
Цвет:

Доклад "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ"

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


 

  Миневцев Сергей Васильевич,

  Уполномоченный по правам человека в Тюменской области




В рамках доклада хотелось бы обратить внимание в первую очередь на те проблемы, с которыми служба Уполномоченного сталкивается в нашем регионе. Также хотелось бы услышать от коллег существуют ли в Ваших регионах аналогичные тенденции.

На мой взгляд, наиболее проблемным моментом, который свидетельствует о недостаточности правового просвещения и правовой грамотности граждан — это недобросовестная деятельность юридических компаний, которые обманным путем продают гражданам свои услуги в тех ситуациях, когда вопрос гражданина может быть разрешен бесплатно компетентными органами власти. Граждане попадаются «на удочку» мошенников будучи недостаточно осведомленными о своих правах и возможностях их реализации. В нашей практике такими компаниями оказались «Префект», «Центр правовой помощи». Представители этих организаций действуют следующим образом: используя методику «холодного обзвона», информируют граждан о возможности получения бесплатной консультации, которая в одночасье становится платной. Также в их работе используется тактический прием «удара в слабое место». Размер ежемесячных пенсионных выплат вопрос злободневный для большинства пенсионеров нашей страны. Пользуясь этим, представителю юридических компаний начинают консультировать граждан о том, что есть возможности перерасчета. Гражданин, в надежде получения повышенной пенсии, приносит документы «юристам», где получает заключение, что его пенсия должна быть в значительно большем размере, чем сейчас. Далее, гражданину предлагается возможное решение проблемы - подготовка заявления в суд, заранее проигрышного и абсурдного, однако услуги оказаны, гражданин реализовал свое право. Наиболее актуальным примером для темы мероприятия будет ситуация с гражданином, который был не согласен с размером пенсии и самостоятельно обратился в Пенсионный Фонд Российской Федерации, там ему было отказано в перерасчете и указано, что размер пенсии исчислен правильно. После этого гражданин решил получить консультацию юристов и узнать, какова вероятность перерасчета в случае обращения в суд с их помощью. Сотрудники компании ООО «Префект» убедили гражданина в том, что отделение Пенсионного фонда в городе Ханты-Мансийске
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры неверно рассчитал размер его пенсии по старости, занизив его размер и что суд в полном объеме удовлетворит его требования при обращении. Далее стороны заключили договор на оказание юридических услуг стоимостью 100 тысяч рублей и 20 тысяч рублей — транспортные расходы в связи с представлением интересов в Ханты-Мансийском районном суде Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Дело было проиграно, акт оказания услуг подписан не был, в претензии заявителю также было отказано. Дальнейшим рассмотрением вопроса гражданина занимался Роспотребнадзор Тюменской области, поскольку там уже осведомлены о наличии проблемы, о чем выходили соответствующие новостные заметки.

В иных случаях с гражданами заключается договор на подготовку и подачу обращений в различные органы власти за значительную сумму. С их документов снимают копии, прикладывают в избытке выдержки из электронных правовых справочников и отправляют заказными письмами, нередко забыв поставить подпись заявителя и дату под обращением. При этом, обращения выглядят одно абсурднее другого, и суть их в большей части сводится к тому, что изначально гражданину нужны были разъяснения его прав, которые он мог получить бесплатно.

Правоохранительные органы в большинстве случаев помочь не могут - свобода договора, согласие гражданина. А в случае огорчения гражданином результатами оказанных услуг, ему опять нужно куда-то обращаться и кому-то платить, соответственно большинство потерпевших уже не обращается за защитой. Даже в тех случаях, когда граждане обратились за защитой в правоохранительные органы, прокуратура и МВД помочь им не могут, поскольку граждане сами согласись на поставленные им условия оказания услуг, а результат не гарантировался «де юре».

По информации Управления Минюста России по Тюменской области, на территории региона постоянно проводится работа по организации размещения на информационных стендах, интернет - ресурсах органов государственной власти и местного самоуправления, печатных СМИ актуальных материалов по вопросам оказания бесплатной юридической помощи населению. В соответствии с планом работы Совета на сайтах органов местного самоуправления была опубликована актуализированная информация о порядке, видах предоставления бесплатной юридической помощи и категориях граждан, имеющих право на получение данной помощи, по информации, подготовленной специалистами Управления Минюста России по Тюменской области.

Однако, хотелось бы обратить внимание и на то, что делается нами в направлении просветительской деятельности, поскольку, проведённые в ходе встреч с гражданами устные опросы не показали охвата широких слоёв населения информацией о получении бесплатной юридической помощи.

Нашими силами регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности населения – это и мероприятия с проектом «Школа права», встречи с пенсионерами, лекции, радиоэфиры, «Правовой марафон для пенсионеров» в муниципалитетах.

         В ходе общения с жителями была затронута тема профилактики мошенничества, поскольку зачастую пенсионеры и неработающие граждане в силу низкого уровня своей правовой грамотности становятся жертвами мошенников. Общей темой общения с пенсионерами Тюменского района были актуальные угрозы, с которыми сталкиваются обратившиеся к нам граждане – это различные виды мошенничества, такие как навязанные услуги, кабальные кредитные договоры на покупку навязанного товара, который не проходил необходимую сертификацию и продаётся «сообща» с организациями микрозаймов.

         Представляется, что только совместная, планомерная и регулярная работа в области правового просвещения позволит повысить уровень правовой грамотности граждан и снизить риски мошенничества, жертвами которого становятся самые незащищенные слои населения.

         Напомню, что часть 3 статьи 4 закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» гласит, что государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь. Соответственно, на уровне местного самоуправления меры оказания бесплатной юридической помощи и должны быть реализованы наиболее эффективным образом. У жителей деревень и удаленных районов куда меньше возможности получить необходимую правовую информацию о своих правах и противостоять действиям мошенников, пользующихся отсутствием правовой грамотности. Гражданам в поселениях на личных приемах я всегда напоминаю: «Здесь Ваш главный защитник – глава. Не бойтесь задавать вопросы и общаться». Благо, что главы тоже хорошо понимают свою роль и проблемные моменты здесь крайне редки.

         Что можно предложить здесь – выездные мероприятия, разработка раздаточных материалов и брошюр, мониторинг новых методов обмана граждан, основанных на их правовой неграмотности с целью создания активного просветительского предупреждения и противодействия. Работа с населением показала актуальность поднимаемых вопросов, многие граждане высказались о том, что располагают информацией о попытках обмана пенсионеров, навязывания различных услуг, что только подтверждает необходимость более эффективной работы в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой грамотности граждан.


Опубликовано: 18.06.2019 18:40        Обновлено: 25.06.2019 09:12