Размер:
Цвет:

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Н.В. Стребковой «Особенности защиты трудовых прав в условиях социально-экономического кризиса»

Специальный доклад

«Особенности защиты трудовых прав в условиях социально-экономического кризиса»

 

Стребкова Наталья Васильевна,

Уполномоченный по правам человека

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов Российской Федерации и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных территориях.

К сожалению, население обоснованно считает, что их заработная плата, как жителей северного региона, не соизмерима с условиями работы и эта обеспокоенность нашла свое отражение в результатах опроса общественного мнения о правах человека, результаты которого были отражены в ежегодном докладе Российского Уполномоченного по правам человека за 2015 год Эллы Александровны Памфиловой.

Северная территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляет более 535 тысяч кв. км, что соизмеримо с площадью государств Франции, Украины.

На 1 января 2016 года численность населения в Югре составила более 1млн 600 тыс человек (1 626 800), из них почти 3% (34675 человек) - жители коренных малочисленных народов Севера.

На текущий период среднедушевые денежные доходы населения составили 2,7 прожиточных минимума в среднем на душу населения (при том, что прожиточный минимум на 2 кв. 2016 года составил 15 461 тыс. руб,

Однако, несмотря на хорошие показатели социально-экономического развития региона, еще отмечается определенное число граждан, а это почти 8 тыс. человек (около 1% от трудоспособного населения) работающих в бюджетной сфере, с низкими доходами, где заработная плата доводится до уровня величины прожиточного минимума специально установленными в бюджете материальными доплатами.

При этом от граждан поступают жалобы на то, что дополнительная материальная помощь уравнивает в правах на минимальную заработную плату тех, кто уже заработал северную надбавку с теми, кто еще только начал свою трудовую деятельность в районах, приравненных к Крайнему Северу, так как независимо от северного стажа работники получают одинаковый доход от трудовой деятельности.

Численность экономически активного населения автономного округа составляет 897 100 человек, или 55,1 % от численности населения.

Югра входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы – 0,61 % от экономически активного населения (по России этот показатель составляет 1,4 %, по УРФО- 1,5).

Вместе с тем, еще остается проблемным вопрос трудозанятости коренного населения.

Трудоспособного коренного населения чуть больше половины (50% -17 685 чел) от общего числа КМНС, при этом показатель работающего населения, в том числе в территориях традиционного природопользования, составляет без малого 30%, в этой части много делается правительством автономии и предприятиями нефтегазодобывающего сектора для обеспечения прав коренных жителей на традиционное проживание в родовых угодиях.

Состоящих на учете как безработных коренных жителей - только 2%, остальное население, преимущественно проживающие в сельской труднодоступной и отдаленной местности, не трудоустроено и не признано безработными, занимаются домашним хозяйством, рыболовством и охотоводством, чем обеспечивают свою занятость.

Однако уровень материального благосостояния остается у этой категории граждан крайне низкий, также остается нереализованным право коренного жителя на оплачиваемый труд в связи с отсутствием рабочих мест в отдаленных малонаселенных сельских местностях.

Для содействия в обеспечении прав граждан, в том числе на труд, среди коренного населения Уполномоченным по правам человека назначаются общественные помощники из числа наиболее образованных граждан КМНС, проживающих в сельских отдаленных местностях, это дает положительный результат и быструю обратную связь между уполномоченным и населением.

Такие же помощники назначаются и из числа лиц с ограниченными возможностями, что также позволило установить определенные проблемы с реализацией прав инвалидов на труд.

В минувшем году для инвалидов создано дополнительно более 140 рабочих мест. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра - один из немногих субъектов, в котором региональным законодательством не предусмотрена замена создание рабочих мест для инвалидов денежными выплатами в региональный бюджет.

Установлена другая норма в защиту прав инвалидов на труд: если работодатель по каким-то объективным причинам не может создать в своей организации рабочее место для инвалидов, он должен будет установленную для его предприятия квоту рабочих мест профинансировать в той организации, которая способна создать для него рабочие места инвалидам, имея на то соответствующие условия.

Активно предоставляют квоту мест и обеспечивают трудоустройство инвалидов предприятия как бюджетной сферы, так и нефтегазодобывающего комплекса, в том числе через сервисные и общественные организации.

Вместе с тем еще остается проблемным вопрос трудоустройства лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, с глубокой патологией слуха и тотально глухих людей в связи с невозможностью создания для них рабочих мест, обеспечивающих безбарьерную среду.

Немаловажным является и защита трудовых прав лиц, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительской системы (их 2200 человек)

Трудоустроены и заняты на работах в исправительных учреждениях всего 24 % (533 человек), соответственно из общей суммы исковых требований к осужденным (78 234,82 тыс. руб.) возмещено только 8 598,23 тыс. руб. (11%).

Принимаемые меры в части создания рабочих мест и привлечения осужденных дают невысокий результат. Связано это в первую очередь с тем, что создание рабочих мест напрямую зависит от объемов размещенных заказов, отсутствие которых, при имеющейся хорошей материально-технической производственной базе, представляет огромную проблему для исправительных учреждений УФСИН России по Югре.

Изучив все потенциальные условия производственной деятельности осужденных в исправительных колониях, Уполномоченным совместно с   Общественной палатой Югры, Департаментом труда и занятости населения автономного округа и руководством УФСИН для достижения результатов была выработана схема обоюдных действий по взаимовыгодному сотрудничеству между исправительными учреждениями УФСИН России по Югре и организациями, финансируемыми за счет бюджетных средств автономного округа, путем проведения   семинаров-презентаций продукции, разъяснений о предоставлении учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ при осуществлении закупок у единственного поставщика.

Это позволило в последние два месяца увеличить заказ на изготавливаемую продукцию и предоставить дополнительные объемы работ для осужденных на перспективу. Совместная межведомственная работа в этой части будет продолжаться.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на размер заработной платы лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в Югре она составляет 6 617 руб. (среднемесячная) и 323 руб. в день с учетом северного коэффициента 0,5 %.

Говоря о восстановлении трудовых прав граждан с участием Уполномоченного по правам человека, отмечается, что за 7 месяцев 2016 года в адрес Уполномоченного поступило обращений по вопросам нарушения трудовых прав от 93 граждан, что составило чуть более 8 % от общего числа обращений, поступивших за этот период.

Тематика обращений, содержащих вопросы трудовых прав граждан, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека, различна, но наибольшую тревогу вызывают вопросы оплаты труда и невыплаты заработной платы, их 49 % в кластере обратившихся по вопросам оплаты труда.


п/п

типовой вопрос содержания обращения по реализации (нарушениям) трудовых прав

количество

удельный вес, %*

1

оплаты труда

46

49%

2

увольнение

15

16%

3

другие вопросы трудовых отношений, в том числе оплата работнику проезда к месту проведения отпуска и обратно

14

16%

4

сокращение штатов

11

11%

5

охрана труда

7

8%

Всего обращений 

93

100%

 

Трудовые права были нарушены в 91 %обратившихся (а это у 85 заявителей), однако восстановлены при участии Уполномоченного только в 54 % (50 чел), в связи с тем, что вопросы несвоевременной выплаты заработной платы находятся либо в стадии решения, и права граждан будут восстановлены с участием мер прокурорского реагирования, следственных органов, либо не могут быть восстановлены в связи с банкротством предприятий и отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание в пользу граждан.

Учитывая экономическую привлекательность региона и рост числа субъектов предпринимательства, малого и среднего бизнеса (а их в округе 75 тысяч: ИП- 51277; средних предприятий – 230, малых 23 343), в автономном округе увеличивается рост предприятий негосударственного сектора, в которых своевременно не выплачивается зарплата.

Так, по состоянию на 30 мая 2016 года по данным прокуратуры округа значатся 58 предприятий-должников, сумма задолженности по округу составляет как я уже сказала 203 млн.руб. практически перед двумя тысячами граждан, из них:

действующих предприятий-33;

сумма задолженности в них – боле 140 млн. руб (143 074 371);

в стадии банкротства -25;

сумма задолженности в них – более 60 млн. руб (60 556 411)

Данными предприятиями занимаются государственная инспекция труда, органы прокуратуры, следственного управления, в отношении многих предприятий имеются судебные решения, как по исковым заявлениям граждан, так и органов прокуратуры.

Между Уполномоченным по правам человека в Югре и органами прокуратуры сложилась определенная практика взаимодействия по вопросам защиты трудовых прав граждан, активно проводятся совместные выездные приемы граждан, встречи, как с работодателями-должниками, так и с работниками предприятий, перед которыми имеется долг по заработной плате. В настоящее время идет подготовка к проведению Первого открытого Форума прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по теме «Своевременность выплаты заработной платы» с участием Уполномоченного по правам человека, Государственной инспекции труда, исполнительных органов власти, общественной палаты автономного округа.

Каким образом и какими механизмами в соответствии с законодательством работник может взыскать с недобросовестного работодателя начисленную, но не выплаченную заработную плату – будет обсуждаться также на данном форуме.

Из практики работы при рассмотрении проблем о причинах нарушений трудовых прав граждан, в том числе несвоевременной выплате заработной платы, становятся очевидным два фактора:

1)    Низкий уровень правовой грамотности граждан в отстаивании своих трудовых прав, в том числе в вопросах самозащиты этих прав

2)    Несовершенство законодательной базы в части защиты прав граждан при банкротстве предприятий.

Проблемы правовой грамотности граждан в области трудового права еще остаются актуальными для каждого региона, и в рамках правового просвещения аппарат Уполномоченного в Югре при взаимодействии с исполнительными органами власти субъекта разъясняют гражданам и о возможных формах самозащиты трудовых прав граждан.

Самозащита - это новый для российского трудового законодательства способ защиты трудовых прав.

Однако законодательного определения самозащиты Трудовой кодекс РФ не содержит.

В нем лишь говорится, что самозащита является одним из основных способов защиты работниками своих трудовых прав и законных интересов (ст. 352 ТК РФ).

Действующий Трудовой кодекс РФ предусматривает только один способ самозащиты в виде одностороннего отказа работника от выполнения работы (ст. 379 ТК РФ). Причем такой отказ признается правомерным только в двух случаях:

отказ от выполнения работы, которая не предусмотрена трудовым договором;

отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью работника (например, вследствие нарушения требований охраны труда; необеспечение работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты; отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором).

В соответствии с ТК РФ установлено право работника на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Фактически самозащитой можно считать и приостановку работником работы в случае задержки выплаты заработной платы (ст. 142 Трудового кодекса) и другие действия работника, не противоречащие трудовому праву.

Несомненно, подлежит одобрению введение в ТК РФ института самозащиты, но при этом законодателям следует обратить внимание на определенное несовершенство законодательного закрепления самозащиты в Трудовом кодексе.

Необходимо установить четкие гарантии прав работников в связи с реализацией права на самозащиту, чтобы механизм самозащиты в сфере труда служил интересам работников, а работодатель не препятствовал работникам в осуществлении самозащиты.

Полагаю, что развивая институт самозащиты трудовых прав, мы с вами можем получить меньше число граждан, несвоевременно получивших заработную плату на предприятии, меньше нарушений в области охраны труда граждан и других нарушений трудового законодательства.

Исходя из практического опыта в Югре правом самозащиты грамотно смогли воспользоваться пока единицы граждан.

Что касается невозможности восстановления прав граждан на получение начисленной, но невыплаченной заработной платы предприятием – банкротом, когда отсутствует у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультативными, то правозащитники отмечают просто замкнутый круг для бывшего работника (взыскателя).

Действующее законодательство позволяет сегодня активно нарушать   права граждан на оплачиваемый труд и при этом, уходить от ответственности при банкротстве предприятия, когда ни вынесенные в пользу работника судебные решения, ни исполнительные действия, совершаемые в целях взыскания причитающейся заработной платы, не являются действенными механизмами защиты трудовых и имущественных прав граждан.

Положение работника может поменяться в лучшую сторону лишь при условии законодательно установленного права работников на первоочередное взыскание задолженности по заработной плате, причем не только за счет активов предприятия-банкрота, но и за счет средств и имущества собственника (учредителя) предприятия.

Опубликовано: 24.06.2016 17:52        Обновлено: 02.04.2019 15:52