Размер:
Цвет:

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Натальи Васильевны Стребковой «О некоторых проблемах исполнительного судопроизводства в реализации отдельных  прав граждан: из анализа  обращений граждан»

Специальный доклад

«О некоторых проблемах исполнительного

судопроизводства в реализации отдельных прав граждан:

из анализа обращений граждан»

(сентябрь 2016 года)

Стребкова Наталья Васильевна,

Уполномоченный по правам человека

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

1. О системных проблемах в реализации прав граждан в сфере исполнительного судопроизводства и задачи по их разрешению.

За 2015 год к Уполномоченному по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обратились 459 человек, из них 15 (3,3 %) по вопросам исполнительного производства, включая 2 обращения путем личного приема Уполномоченным, 13 - письменных обращений, в том числе:

по принятию мер неимущественного характера (выдача государственного жилищного сертификата) – 1;

взысканию: 14, из них:

заработной платы – 3;

алиментов – 2;

иных денежных средств – 9.

Принятые Уполномоченным меры в 2015 году:

даны разъяснения – 8;

оказана помощь – 1;

права восстановлены – 6.

При рассмотрении обращений граждан направлено 6 запросов в органы судебных приставов.

За 9 месяцев 2016 года поступило 1027 обращений, включая 2 обращения путем личного приема Уполномоченным, 413-письменных обращений, из них: 30 (2,9 %) по исполнительному производству, в том числе:

административное выдворение – 3;

принятие мер неимущественного характера (ремонт жилого помещения – 6; о признании нуждающимся и восстановлении на учете данных лиц – 1; обязать сдать жилой дом и передать квартиру – 1);

взыскание:19, из них:

заработной платы – 6;

алиментов – 2;

иных денежных средств – 11.

Принятые Уполномоченным меры в 2016 году:

даны разъяснения – 11;

права восстановлены – 3;

оказана помощь – 3;

находятся на рассмотрении – 13.

При рассмотрении обращений граждан направлено 16 запросов в органы судебных приставов; 6 ходатайств Уполномоченного направлены в органы прокуратуры о принятии соответствующих мер реагирования; 8 предложений (мнений Уполномоченного по правам человека) - в суды разных инстанций.

Основные проблемы в сфере исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений:

· Необоснованное затягивание исполнительного производства, в том числе несвоевременное принятие мер по исполнению судебного постановления;

· непринятие надлежащих (исчерпывающих) мер по исполнению судебного постановления, в том числе соответствующих мер в отношении должника;

· несоблюдение установленного порядка исполнения судебного постановления в соответствии с законодательством об исполнительном производстве;

· неинформирование взыскателя о порядке, ходе и результатах исполнительного производства.

Возможные меры, направленные на решение данных проблем:

· направление информации о принятии предусмотренных законодательством мер по исполнению судебного постановления, а также соответствующих мер реагирования в отношении судебного пристава-исполнителя;

· направление информации о принятии соответствующих мер реагирования в органы прокуратуры;

· принятие Уполномоченным по правам человека мер в рамках административного судопроизводства.

По результатам рассмотрения обращений граждан по вопросу не исполнения судебных постановлений наиболее действенным методом решения сложившейся ситуации является направление информации в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

2. Проблемы защиты социальных прав в исполнительном судопроизводстве».

За период 2015 и 9 месяцев 2016 года всего поступило 1486 обращений граждан, из них по указанному вопросу - 26 (1,7 %) обращений.

Предметы наиболее часто поступающих жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей:

- нарушение сроков исполнительного производства – 3 обращения;

- наложение ареста на счета и списание денежных средств со счетов должников, на которые не может быть обращено взыскание – 1 обращение;

- несвоевременное уведомление должников об обращении взыскания на их денежные средства – 1 обращение;

- бездействие по возврату незаконно списанных денежных средств – 1 обращение;

- иные жалобы на нарушения социальных прав граждан в исполнительном судопроизводстве – 20.

Подавляющее большинство обращений граждан – это жалобы на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей в связи с тем, что исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращён взыскателю без исполнения, так как у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, отсутствует официальный доход, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказываются безрезультатными. Особенно часто данная проблема встречается при взыскании с должника алиментов, а также о взыскании материального ущерба по исполнительному производству.

Так, например, к Уполномоченному обратились супруги О. об оказании содействия по взысканию материального ущерба по исполнительному производству с гражданина Б. в их пользу в результате совершенного гражданином Б. дорожно-транспортного происшествия. Исполнительное производство в отношении гражданина Б. возбуждено еще в июне 2015 года. Но на сегодняшний момент ни одного рубля от размера нанесенного материального ущерба (500 000 рублей) от должника не поступало.

Сотрудники территориального отдела судебных приставов объясняют данный факт тем, что должник Б. не имеет имущества, вкладов и счетов в банке, отчислений в пенсионном фонде и постоянного места работы. Между тем, супруги О., как законопослушные граждане, ежемесячно погашают кредит, взятый в банке на приобретение автомобиля, которым не могут воспользоваться в связи с повреждением транспортного средства в ДТП и отсутствием денежных средств на его восстановление. В данном случае пострадали законопослушные граждане, а нарушитель продолжает безнаказанно уклоняться от исполнения судебного решения.

Вместе с тем в последнее время обостряется и другая проблема - списание денежных средств со счетов должников, на которые поступает единственный доход.

В своём обращении к Уполномоченному Д. пожаловалась на действия судебного пристава-исполнителя отдела по г. Мегиону Управления ФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – отдел). На счет ее супруга, куда поступали денежные средства, являющиеся единственным доходом семьи, был наложен арест. В результате, семья с несовершеннолетними детьми осталась без средств к существованию накануне 1 сентября, когда детей нужно было подготовить к школе.

После обращения Уполномоченного к начальнику Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила информация о том, что судебным приставом-исполнителем отдела ошибочно, не выяснив информации об источниках доходов, поступающих на счет должника, были излишне взысканы денежные средства в размере 25 000 рублей. В результате, со счета должника, на который поступал единственный доход, были сняты все денежные средства, а не 50%, как того требует Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Судебные приставы обосновывают такие действия тем, что кредитные организации при предоставлении сведений о наличии счетов должника не указывают назначение счета и источников доходов. Вместе с тем, судебные приставы не всегда запрашивают указанные сведения у самого должника, как произошло и в данном случае.

В отделе судебных приставов по г. Сургуту находится исполнительное производство возбужденное на основании постановления суда об административном выдворении иностранного гражданина. В исполнительном документе указано, что данный гражданин является гражданином Республики Узбекистан и подлежит принудительному выдворению в Р. Узбекистан.

Однако, при запросе в МИД Р. Узбекистан о предоставлении необходимых для выдворения документов, получен ответ, что лицо содержащиеся в СУВСИГ г. Сургута не является гражданином Р. Узбекистан, вследствии чего, выдача документов невозможна.

Отсутствие данных о принадлежности должника к какому либо государству делает невозможным исполнение судебного решения. В настоящее время судебным приставом-исполнителем направлен в орган выдавший исполнительный документ заявление о разъяснении способа и порядка исполнения указанного судебного акта в соответствии со ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве».

С целью проверки сведений, указанных в поступающих обращениях, и объяснения указанных фактов уполномоченным направляются запросы начальнику Управления ФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. В дальнейшем, если вопрос обращения не решен, дело (ходатайство) направляется в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целях обеспечения взаимодействия за текущий период 2016 года Уполномоченным и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре:

проведено совещание по вопросам организации межведомственного взаимодействия между Уполномоченным по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

подписано Соглашение о взаимодействии от 17.05.2016;

осуществлен прием граждан по вопросам защиты имущественных прав, защиты прав несовершеннолетних в День единого приема граждан Уполномоченным по правам человека в Югре совместно с Главным судебным приставом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

проведены открытые слушания по вопросу «Об устранении административных барьеров в защите прав малого и среднего бизнеса» с участием Уполномоченного, работников аппарата Уполномоченного, представителя Общественной палаты Югры и сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

         3. Исполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди: проблемы и пути решения.

         В 2015 году бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа для приобретения муниципального жилья социального использования передано 8 570 758,9 тыс. рублей.

Так, в 2015 году органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа путем заключения муниципальных контрактов участия в долевом строительстве жилых помещений (договоров купли-продажи) приобретено 3470 квартир площадью 186 480,8 кв.м.

По состоянию на 1 октября 2016 года согласно условиям заключенных муниципальных контрактов получено в муниципальную собственность 2329 квартир, из них 411 квартир предоставлено гражданам, состоящим на учете для его получения на условиях социального найма.

В 2016 году для вышеуказанных целей муниципальным образованиям Государственной программой предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 6 157 156,3 тыс. рублей.

Указанные средства могут быть использованы муниципальными образованиями автономного округа, в том числе для приобретения жилья с целью обеспечения граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма.

Еще одним из направлений по развитию муниципального жилищного фонда социального использования на территории Югры являются мероприятия Государственной программы по созданию наемных домов социального использования.

В целях создания наемных домов социального использования принято постановление Правительства автономного округа от 20 ноября 2015 года № 419-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах», предусматривающее введение в Государственную программу мероприятия по предоставлению государственной поддержки в виде субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для создания наемных домов социального использования.

В 2016 году в целях развития фонда наемных домов социального использования принято постановление Правительства автономного округа от 01.07.2016 № 229-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 – 2020 годах», предусматривающее введение в действующее мероприятие Государственной программы по предоставлению субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений направления, позволяющего муниципальным образованиям использовать средства указанной субсидии на создание наемных домов социального использования.

В рамках реализации мероприятий по созданию наемных домов социального использования осуществляется создание на территории
г. Сургута 512-квартирного наемного дома социального использования общей площадью квартир 22 507,2 кв. м. Объем финансирования мероприятия за счет средств бюджета автономного округа составил 830,0 млн. рублей. Завершение реализации мероприятия и заселение наемного дома социального использования планируется до конца 1 квартала 2017 года.

Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются гражданам, принятым на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. При этом в соответствии с частью 2 статьи 91.15 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются указанным гражданам, из числа граждан, указанных в части 2 статьи 57 ЖК РФ, то есть тем, которые обладают правом на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Реализация вышеуказанных мероприятий Государственной программы по предоставлению субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений, и по созданию наемных домов социального использования является одним из механизмов решения проблем жилищного обеспечения граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе «внеочередников».

Вместе с тем, запланированных ежегодно денежных средств на приобретение жилья социального использования, которое в дальнейшем предоставляется гражданам по договорам социального найма, недостаточно для удовлетворения потребностей городских округов и муниципальных районов, входящих в состав автономного округа. Это прежде всего связано с большим объемом аварийного и ветхого жилья в автономном округе.

Учитывая, что на территории автономного округа большое количество жилых помещений признанных непригодными для проживания и переведенных в категорию аварийного, в том числе признанных аварийными, при формировании плана строительства и расселения на очередной финансовый год предпочтение отдается переселению граждан, проживающих в жилых помещениях признанных непригодными для проживания, в связи с этим список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, сокращается медленными темпами.

         Количество неисполненных судебных решений по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, перед которыми имеются государственные обязательства (детям-сиротам, семьям с детьми-инвалидами и т.д.):

По состоянию на 11.10.2016 общее количество неисполненных судебных решений в автономном округе по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, составляет – 61. Из них находящихся на исполнении судебных решений по предоставлению жилья детям-сиротам, семьям, имеющим детей-инвалидов – 21. На принудительном исполнении в структурных подразделениях Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре находится 11 исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам.

Имеются судебные решения, которые в настоящее время не вступили в законную силу в связи с обжалованием решения суда, как со стороны граждан, так и со стороны органов местного самоуправления.

         Информация о строительстве муниципального жилья социального использования, которое в дальнейшем предоставляется гражданам по договорам социального найма, в том числе, вне очереди (соразмерность объемов строительства потребностям в предоставлении жилья внеочередникам).

На территории муниципальных образований автономного округа, в большинстве своем строительство жилья осуществляется частными застройщиками, поэтому государственные и муниципальные программы реализуются посредством приобретения готовых жилых помещений, либо выплатой гражданам субсидии на приобретение жилых помещений.

В рамках программных мероприятий предусмотрено:

переселение граждан из непригодных для проживания жилых домов;

обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма;

обеспечение работников бюджетной сферы служебным жильем и общежитиями;

формирование маневренного жилищного фонда.

Распределение приобретаемого жилья по указанным направлениям производится муниципалитетами в соответствии с потребностями.

Основной причиной для постановки на учет во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, является проживание граждан в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными.

Общий процент предоставления жилых помещений очередникам составляет порядка 10-15% от общего объема приобретенных квартир, что является недостаточным для уменьшения очереди на улучшение жилищных условий по договору социального найма.

Нарушения прав граждан при исполнении решений судов, согласно которым органы местного самоуправления обязаны предоставить гражданам жилое помещение по договору социального найма вне очереди (в чем выражаются данные нарушения, каковы их причины, какие органы власти допускают нарушения – органы местного самоуправления, служба судебных приставов-исполнителей, иные субъекты). Оценка ситуации, связанной с неравным положением граждан, по искам которых приняты положительные судебные решения и граждан, не обращавшихся в судебные органы, а также возможные предложения по урегулированию данной ситуации.

Причинами неисполнения судебных решений в срок являются:

отсутствие в поселениях муниципальных районов жилья, подходящего под критерии, установленные для жилых помещений специализированного фонда, приобретаемых для детей-сирот;

несвоевременное окончание строительства жилых домов;

труднодоступность населенных пунктов некоторых муниципальных районов со сложной транспортной инфраструктурой (отсутствие круглогодичного транспортного сообщения в период весенне-осенней распутицы), в которых проблемно привлечь инвесторов для строительства жилых домов.

Также причины нарушения прав граждан при исполнении решений судов обусловлены отсутствием системной связи между правовыми нормами, регулирующими исполнение принятых судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди с нормами бюджетного законодательства, нормами жилищного законодательства, законом о контрактной системе, сроками строительства жилья и фактической возможности предоставления органами местного самоуправления жилых помещений на момент вынесения и вступления в законную силу судебного решения.

Установление порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в автономном округе определено главой 4 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – 57-оз).

В соответствии с частью 2 статьи 18 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз внеочередное предоставление жилых помещений с 1 марта 2005 года осуществляется по отдельному списку, в связи с чем органами местного самоуправления муниципальных образований формируются отдельные списки граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди, и жилые помещения предоставляются гражданам по указанным спискам с учетом даты принятия их на учет.

При принятии положительных решений о предоставлении жилых помещений вне очереди по решению суда в интересах отдельных граждан судебные органы руководствуются частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом игнорируется норма части 2 статьи 18 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 №57-оз о предоставлении жилых помещений вне очереди по отдельному списку, что влечет к нарушению жилищных прав граждан, имеющих равные права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, состоящих на учете нуждающихся в жилье и включенных в отдельный список.

Вынесенные судебные решения в пользу одних граждан, приводят к ущемлению прав других граждан из этой же очередности, состоявших в списках очередников ранее того гражданина, который реализовал свое жилищное право в судебном порядке. Таким образом, складывается ситуация, связанная с неравным положением отдельных граждан, в интересах которых приняты судебные решения, и граждан, не обращавшихся в судебные органы, что влечет к нарушению прав граждан на внеочередное обеспечение жильем.

         Используемые механизмы решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников, своевременного и надлежащего исполнения органами местного самоуправления решений судов, согласно которым они обязаны предоставить гражданам жилое помещение по договору социального найма вне очереди (наличие региональных программ, предусматривающих предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при исполнении полномочий по организации строительства муниципального жилищного фонда социального использования, обеспечению жильем граждан, имеющих право на получение муниципального жилья по договору социального найма вне очереди; иные меры).

Основным механизмом решения проблемы граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья и иных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является приобретение жилья в рамках региональных и муниципальных программ, принятых в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах» (далее - Программой обеспечение жильем жителей автономного округа). Раздел 4 Программы обеспечение жильем жителей автономного округа предусматривает механизмы реализации государственной программы. В соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений муниципальным образованиям направляются субсидии для приобретения жилых помещений у застройщиков в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2 лет, предшествующих текущему году, или в строящихся домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее чем 60 процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких домов.

Приобретенное жилье используется муниципальным образованием, в том числе, на обеспечение граждан жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди.

Объем финансирования за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа устанавливается в соотношении - 89% и 11% соответственно.

Ежегодный объем финансирования муниципального образования автономного округа должен соответствовать данному соотношению к передаваемым средствам бюджета автономного округа. При этом органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа вправе увеличивать объемы финансирования. Муниципальные образования автономного округа заключают с Департаментом строительства автономного округа соглашение о предоставлении субсидии.

Указанным соглашением предусмотрен размер предоставляемой субсидии за счет средств бюджета автономного округа и средств местного бюджета, направляемых на реализацию мероприятия; направление, порядок и условия расходования субсидии; целевые показатели, порядок и сроки предоставления документов для перечисления субсидии, отчетов о реализации соглашения; обязательства муниципальных образований по обеспечению приемки приобретаемых жилых помещений в целях реализации данного порядка, с участием комиссий, создаваемых в соответствие с частью 6 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с включением в состав комиссий представителей общественности.

Жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность по результатам проведенных аукционов, и при подготовке аукционной документации учитывается потребность в номенклатуре и количестве жилых помещений, которые необходимо приобрести для обеспечения жильем внеочередников и своевременного и надлежащего исполнения судебных решений.

В соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами проводится работа с инвесторами, осуществляется информационно-консультационное и организационное содействие субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, реализующим и (или) планирующим реализацию инвестиционных проектов. В целях стимулирования инвестиционной активности, поддержки перспективных инвестиционных проектов в ряде муниципальных образований автономного округа созданы советы по вопросам развития инвестиционной деятельности.

Также в соответствии с Постановлением Правительства автономного округа от 10.10.2006 № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории автономного округа для приобретения жилых помещений в собственность» осуществляется предоставление субсидий для приобретения жилых помещений ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах» (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений гражданам, поставленным на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В случае недостаточности средств на приобретение жилых помещений по исполнению судебных решений органы местного самоуправления обращаются в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решений судов.

Также для решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников применяется механизм предоставления жилых помещений вторичного использования пригодного для проживания, либо в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, в план строительства вносится дополнительный объект для исполнения решения суда внеочереднику.

На исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета муниципальных образований, необходимость в которых возникла в текущем финансовом году, в ряде муниципальных образований используются средства резервного фонда.

Предложения по разрешению проблем в жилищном обеспечении внеочередников, своевременном и надлежащем исполнении решений судов, согласно которым органы местного самоуправления обязаны предоставить гражданам жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Предусмотреть финансирование приобретения (строительства) жилых помещений для категорий граждан, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» за счет средств федерального бюджета.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений гражданам, поставленным на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Из судебной практики реализации указанных федеральных законов следует, что суды, рассматривая дела, принимают решения об обязании органов местного самоуправления предоставить жилые помещения по договору социального найма, независимо от того поступали ли средства из федерального бюджета или нет. Соответственно, законодательно необходимо предусмотреть порядок выделение средств из федерального бюджета для исполнения судебных решений по обеспечению исполнения решений судов по предоставлению жилых помещений гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в рамках реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. Неисполнение решений судебных инстанций о взыскании задолженности по заработной плате при введении процедур банкротства предприятий.

В 2015 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по вопросам неисполнения судебных решений по взысканию заработной платы поступило 3 обращения (0,6 % от общего числа обращений), в 2016 году (за 9 месяцев) – 6 обращений (0,5 % от общего числа обращений).

Учитывая экономическую привлекательность региона и рост числа субъектов предпринимательства, малого и среднего бизнеса (а их в округе 75 тысяч: ИП- 51277; средних предприятий – 230, малых 23 343), в автономном округе сохраняется определенное число предприятий негосударственного сектора, в которых своевременно не выплачивается зарплата.

По состоянию на 30.09.2016 на принудительном исполнении в структурных подразделениях Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре находилось 2 945 исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 249 114 тыс. рублей.

За 12 месяцев 2015 года на принудительном исполнении находилось 3 804 исполнительных производства на сумму 229 099 тыс. рублей.

По основаниям предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебными приставами-исполнителями структурных подразделений Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре за 9 месяцев 2016 года окончено 1 643 исполнительных производств на сумму 84 935 тыс. рублей ( за 12 месяцев 2015 окончено 3 088 исполнительных производств на сумму 129 422 тыс. рублей).

По основаниям, предусмотренным п.6,7 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (направлением исполнительных документов в ликвидационную комиссию, конкурсному управляющему за 9 месяцев 2016 года окончено 102 исполнительных производства на сумму 8 616 тыс. руб. За 12 месяцев 2015 года по указанным основаниям было окончено 175 исполнительных производств на сумму 24 984 тыс. руб.

Между Уполномоченным по правам человека в Югре и органами прокуратуры сложилась определенная практика взаимодействия по вопросам защиты трудовых прав граждан, проводятся совместные выездные приемы граждан, встречи, как с работодателями-должниками, так и с работниками предприятий, перед которыми имеется долг по заработной плате.

Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведен Первый открытый Форум с участием Уполномоченного по правам человека, Государственной инспекции труда, исполнительных органов власти, общественной палаты автономного округа по теме «Своевременность выплаты заработной платы».

Уполномоченный по правам человека ежегодно принимает участие в работе Коллегии Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где одним из вопросов повестки заседания является своевременность выплаты заработной платы.

Каким образом и с помощью каких механизмов в соответствии с законодательством работник может взыскать с недобросовестного работодателя начисленную, но не выплаченную заработную плату – обсуждалось на данном форуме.

Что касается невозможности восстановления прав граждан на получение начисленной, но невыплаченной заработной платы предприятием – банкротом, когда взыскателю возвращают исполнительные документы после возбуждения исполнительного производства по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультативными, то правозащитники отмечают просто замкнутый круг для бывшего работника (взыскателя).

Действующее законодательство позволяет сегодня активно нарушать права граждан на оплачиваемый труд и при этом, уходить от ответственности при банкротстве предприятия, когда не вынесенные в пользу работника судебные решения, ни исполнительные действия, совершаемые в целях взыскания причитающейся заработной платы, не являются действенными механизмами защиты трудовых и имущественных прав граждан.

Вывод-предложение: Положение работника может поменяться в лучшую сторону лишь при условии законодательно установленного права работников на первоочередное взыскание задолженности по заработной плате не только за счет активов предприятия-банкрота, но и за счет средств и имущества собственника (учредителя) предприятия.

Учитывая, что отмечается тенденция создания новых предприятий негосударственного сектора лицами, которые ранее были учредителями и привели предприятие к банкротству, то взыскание задолженности по заработной плате осуществлять не только за счет активов предприятия-банкрота, но и за счет средств и имущества собственника (учредителя) предприятия, ставшего учредителем или соучредителем в новом предприятии.

Опубликовано: 05.10.2016 13:14        Обновлено: 05.02.2020 13:19