Размер:
Цвет:

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Натальи Васильевны Стребковой «Защита прав инвалидов в Югре: актуальные проблемы и возможные пути их решения»

Защита прав инвалидов в Югре:
актуальные проблемы и возможные пути их решения

Специальный доклад Уполномоченного

по правам человека в Ханты-Мансийском

автономном округе – Югре

Натальи Васильевны Стребковой

(октябрь, 2018)

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более одного миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности, что соответствует почти 15% населения мира.

Более 100 миллионов инвалидов — дети.

В мире инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих здоровых людей являются привычными: получение образования, профессиональная занятость, квалифицированная медицинская помощь, информационное и транспортное обеспечение.

Положение инвалидов является одним из самых точных критериев степени цивилизованности государства и уровня нравственного состояния общества.

Социальная политика и нормотворческая деятельность Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее также – Югра) с учетом высокого уровня социально-экономического развития региона направлена на улучшение качества жизни населения, и, как следствие, укрепление возможности реализации конституционных прав граждан, в том числе лиц с инвалидизирующими заболеваниями, в связи с чем для Уполномоченного по правам человека в автономном округе в работе с данной категорией граждан важно проанализировать именно в этом аспекте насколько беспрепятственно обеспечиваются права инвалидов, какие имеются субъективные и объективные причины, влияющие на реализацию их прав, какие имеются случаи нарушения законных интересов инвалида и какие меры предприняты или необходимо предпринять для восстановления нарушенных прав граждан в случаях, когда такие нарушения имеются.

Несмотря на то, что число обращений от инвалидов в почте Уполномоченного по правам человека в Югре не занимает высоких показателей, вопросы, связанные с признанием, соблюдением и защитой прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями здоровья находятся в зоне особого внимания Уполномоченного.

От инвалидов и родителей детей-инвалидов за 2016 год поступило 140 обращений, что составляет 10 % от общего числа обращений к Уполномоченному, из них менее 2 % исключительно по вопросам реализации государственных гарантий инвалидов.

Как правило, это жалобы на работу регионального и территориальных бюро медико-социальной экспертизы (далее - Бюро МСЭ), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, длительное ожидание очередности на получение жилья, в том числе внеочередного предоставления жилья, на проблемы с предоставлением санаторно-курортного лечения или низкое качество полученного санаторно-курортного лечения, высокие тарифы на социальные услуги, качество получения медицинских услуг для лиц, проживающих в отдаленных местностях автономного округа, лекарственное обеспечение и др.

Болезненным еще остаются для инвалидов – колясочников, инвалидов по слуху, по зрению вопросы доступной среды.

Из числа рассмотренных жалоб инвалидов права восстановлены в 18%, в 56 % оказана практическая помощь в дальнейшей реализации прав заявителей, в 26 % права человека с инвалидностью не были нарушены, даны соответствующие разъяснения.

В защите прав инвалидов Уполномоченный использует различные формы работы, такие как:

личный прием инвалидов на дому, в условиях их пребывания в стационарных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания, интернатных учреждениях регионального значения;

консультативно-диалоговые площадки для целевой аудитории лиц с физическими, психическими или сенсорными ограничениями;

выездные рабочие встречи с общественными организациями инвалидов, в том числе с участием общественных помощников Уполномоченного по правам человека, с приглашением на данные встречи (площадки) представителей Бюро МСЭ, регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, органов социального обеспечения, труда и занятости населения, образования, здравоохранения, нередкими участниками таких площадок являются представители органов прокуратуры, правоохранительных органов;

работа юридических клиник, иные способы организации правовой помощи для данной категории граждан;

постоянное взаимодействие с членами Общественной палаты Югры;

этими и другими формами работы в минувшем году было охвачено более 5 тыс. человек.

Среди лиц с ограниченными возможностями здоровья нашла поддержку практика проведения Уполномоченным по правам человека совместно с руководителями различных общественных организаций, представляющих интересы инвалидов, открытых пресс-конференций по вопросам защиты прав инвалидов.

В Югре активно развивается институт общественных помощников Уполномоченного по правам человека, в эту команду охотно принимаются активисты из числа инвалидов, родителей детей-инвалидов, что позволяет провести более объективный анализ и оценку состояния дел по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов данной категории граждан.

В целях обеспечения наиболее полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской и политической жизни общества, по инициативе Уполномоченного по правам человека в Югре и поддержке Общественной палаты автономного округа второй год в единый день голосования проводятся мониторинговые наблюдения за реализацией избирательных прав маломобильных групп населения. Отмечается, что нарушений стало значительно меньше, повышается активность и уровень подготовленности волонтеров, способных оказывать помощь инвалидам на избирательных участках. Но процедура голосования в помещении для голосования для многих инвалидов с физическими отклонениями еще остается недоступной.

Впервые в единый день голосования в 2016 году региональная организация Всероссийского общества глухих с непосредственным участием общественного помощника Уполномоченного по правам человека из числа инвалидов по слуху предоставила свой ресурс xmao-vog86, с помощью которого, появилась возможность оказания услуги сурдоперевода для избирателей-инвалидов по слуху посредством видеоконференцсвязи (Skype, Viber, Whatcapp и др.). В работе с данной категорией граждан сформирован интересный опыт в регионе для постоянной поддержки инвалидов по слуху путем создания службы персональных помощников – интеграционных консультантов. Для обеспечения лиц с тяжелыми нарушениями слуха информационной, справочной помощью по правовым, социальным и иным вопросам, оказания содействия в решении острых проблем из средств автономного округа выделена субсидия для организации службы «Визуальная информационная поддержка для глухих и слабослышащих граждан». Востребованность данной службы растет, соответственно возрастает потребность в расширении спектра предоставляемой информационной поддержки данным гражданам, в том числе через некоммерческие организации.

В вопросах реализации прав инвалидов, детей-инвалидов имеется ряд коллизий возникающих по причине неурегулированных законодательством Российской Федерации процессов, что влечет на местном уровне необоснованное затягивание поиска оптимальных путей решения проблем реализации тех или иных прав инвалидов.

Известно, что наибольшее число жалоб, с которыми обращаются граждане к региональным Уполномоченным по правам человека – вопросы жилищного права. Югра не является исключением. Еще недостаточно урегулирован вопрос мены занимаемых жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов.

Как следует из утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 Правил по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, осуществляется создаваемыми органами местного самоуправления муниципальными комиссиями.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Из утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.02.2017 № 583/пр Правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, следует, что для обеспечения условий доступности жилого помещения для инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, и решения об экономической целесообразности (нецелесообразности), производится замена жилого помещения, находящегося в собственности инвалида на иное жилое помещение, приспособленное с учетом потребностей инвалида и доступности для него, приобретаемое в муниципальную собственность для осуществления обмена и исполнения установленных обязанностей органа местного самоуправления по принятию мер в обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

На практике вопросы мены собственного жилья инвалида на жилые помещения муниципального фонда недостаточно урегулированы на законодательном уровне, что влечет за собой определенные сложности в реализации жилищных прав инвалидов.

В силу Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных и близких и т. д.). Однако действующая до недавнего времени форма индивидуальной программой реабилитации инвалида не предусматривала внесение таких рекомендаций.

По этим и иным причинам практически во всех регионах процесс переселения инвалидов с верхних этажей домов на нижние, а также, переселение в жилые помещения, приближенные к медицинскому учреждению, осуществляется крайне медленными темпами.

Долгожданным и обнадеживающим для инвалидов стал приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.07.2017 № 486н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее – порядок разработки ИПРА), в котором предусматриваются рекомендации по предоставляемому (занимаемому) жилому помещению инвалида (ребенка-инвалида). Это позволит с наименьшими барьерами обеспечить реализацию прав инвалидов на переселение в жилые помещения с верхних этажей на нижние.

Возможно, новый порядок разработки ИПРА позволит на региональном уровне выработать механизмы мены жилого помещения на иное, приближенное к медицинскому учреждению. Этот вопрос весьма актуален для инвалидов с почечной недостаточностью, находящихся на постоянном получении процедуры гемодиализа.

Таких граждан в округе 524, они получают диализную помощь в 9 центрах гемодиализа, размещенных по всей территории автономного округа. Обеспеченность аппаратами искусственной почки в Югре достаточно высокая и составляет 6,6 на 100 тысяч населения (по УРФО – 4,3, по РФ – 3,7). Однако с учетом труднодоступности отдельных населенных пунктов нет возможности обеспечить беспрепятственную маршрутизацию больных к месту получения процедуры гемодиализа (пожизненно три раза в неделю). Порядка 10 % таких больных вынуждены   регулярно преодолевать путь к диализным центрам более 100 км. Еще порядка 30 граждан из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, с которыми нет железнодорожного и постоянного автомобильного сообщения, вынуждены проживать в условиях пансионата при окружной клинической больнице вдали от своих семей.

Принятый Порядок разработки ИПРА предусматривает рекомендации также и о максимально допустимой удаленности занимаемого (предоставляемого) жилого помещения к медицинской организации. Из смысла данной нормы следует, что инвалиды будут иметь право на переселение, в том числе «межмуниципальную мену» жилых помещений.

Практика такой мены в Российской Федерации еще не наработана, но правовое обеспечение имеется, требуется разработка региональных и муниципальных механизмов, в том числе через государственные программы, опираясь на рекомендации ИПРА.

Важно лишь не допустить бюрократических подходов к внесению изменений в ИПРА инвалида, которые требует нового направления инвалида на медико-социальную экспертизу, чтобы этот процесс не затянулся для больного человека надолго.

Имеется и другая проблема, не урегулированная на федеральном уровне - обеспечение инвалида дополнительной жилой площадью. По ряду имеющихся заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 (а с 01.01.2018 будет действовать только перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н), граждане имеют право на дополнительную жилую площадь.

На федеральном и региональном уровне законодательно вопросы предоставления жилых помещений сверх нормы отдельным категориям граждан, страдающим заболеваниями, дающими право на дополнительную жилую площадь, не урегулированы, что приводит к различным (зачастую искаженным) толкованиям местными органами самоуправления данной нормы.

Уполномоченным в решении данной и других проблем ведется активная работа на межведомственном уровне, имеются предпосылки на их положительное решение.

В защите прав инвалидов, несомненно, велика роль региональных уполномоченных по правам человека. Обсуждение проблемных вопросов и выработка необходимых консолидированных предложений по рассмотрению (решению) имеющихся проблем, принятию необходимых решений для беспрепятственной реализации государственных гарантий и защиты прав инвалидов позволят снизить барьеры, с которыми они сталкиваются. Важно в этом сегменте работы и на федеральном уровне подключать к вопросам законотворчества и анализа оценки положения дел по обеспечению прав инвалидов и самих инвалидов.


Опубликовано: 05.10.2018 11:33        Обновлено: 05.02.2020 12:04