Размер:
Цвет:

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Н.В. Стребковой «О некоторых аспектах реализации малочисленными народами права на освобождение от налогообложения при возмещении организациями-недропользователями убытков за ограничение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности» (краткий)

«О некоторых аспектах реализации

малочисленными народами права на освобождение от налогообложения при возмещении организациями-недропользователями убытков

за ограничение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности» (краткий)

Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Натальи Васильевны Стребковой

(7 октября 2019 года)

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. (статья 69 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов установлены Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Статья 8 указанного закона гласит, что лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные положения нашли свое отражение и в региональном законодательстве автономного округа. Так частью 2 статьи 12 Закона автономного округа от 28.12.2006 № 145-оз «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» установлено, что лица, осуществляющие в границах территории традиционного природопользования деятельность, не связанную с традиционным природопользованием и традиционным образом жизни малочисленных народов, возмещают ущерб, нанесенный окружающей среде, убытки, причиненные субъектам права традиционного природопользования, осуществляют иные платежи в соответствии с законодательством и соглашениями (согласованиями) с субъектами права традиционного природопользования.

Распоряжением Правительства автономного округа от 05.10.2009 № 425-рп утверждено Модельное соглашение недропользователей с субъектами права традиционного природопользования об использовании земель для целей недропользования в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, использование которого рекомендовано пользователям недр и субъектам права традиционного природопользования в процессе согласования использования земель для указанных целей.

Статья 3 данного модельного соглашения предусматривает обязательства компании по возмещению субъекту права традиционного природопользования компенсации убытков, причиненных в результате хозяйственной деятельности Компании. При этом при определении компенсации учитываются:

убытки, включая упущенную выгоду и иные ограничения традиционного образа жизни и традиционного природопользования субъекта права традиционного природопользования, связанные с изъятием из традиционного природопользования земель, иных природных ресурсов;

затраты субъекта права традиционного природопользования на освоение новых земель, иных природных ресурсов, приобретение имущества, необходимого для осуществления традиционного образа жизни, традиционного природопользования на новой территории, иные затраты, связанные с ограничением традиционного образа жизни и традиционного природопользования.

Правовые основы реализации права малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций-недропользователей важно соотнести с требованиями налогового законодательства в части налогообложения данного вида доходов, получаемых представителями малочисленных народов, поскольку именно в этой части отмечаются разночтения (неоднозначное толкование) в применении норм налогового законодательства предприятиями – недропользователями, а у коренных малочисленных народов Севера возникают многочисленные жалобы на действия отдельных нефтедобывающих компаний по применению к ним норм налогообложения.

Согласно части 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) все доходы, полученные физическим лицом как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды, облагаются налогами на доходы.

Понятие дохода раскрывается в статье 41 НК РФ как экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме и учитываемая в той мере, в какой ее можно оценить.

Пункт 1 статьи 217 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Так какие же выплаты и компенсации, получаемые физическими лицами, освобождаются от налогооблажения?

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом на основании статьи 1082 ГК РФ способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Тем самым, при возмещении физическому лицу реального ущерба у такого лица отсутствует доход (экономическая выгода), подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Компенсация упущенной выгоды имеет целью возмещение неполученных доходов физического лица, которые в случае их возникновения подлежали бы налогообложению, за исключением доходов, освобождаемых от налогообложения по иным основаниям, предусмотренным в статьей 217 НК РФ.

Тем самым суммы возмещения реального ущерба, причиненного организацией-недропользователем физическим лицам - субъектам права традиционного природопользования, не являются доходом налогоплательщиков и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а суммы упущенной выгоды подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Данные выводы подтверждаются официальными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письмах от 19.04.2013 № 03-04-06/13426, от 27.08.2013 № БС-4-11/15526, от 28.04.2017 № 03-04-05/26078, а также Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 27.03.2017 № 14-15/1/04595, от 20.12.2018 № 14-16/19977, от 21.02.2019 № 14-16/02692.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сложилась противоречивая (неоднозначная) практика.

Ряд организаций-недропользователей при согласовании использования земель для целей недропользования в границах территорий традиционного природопользования малочисленных народов предусматривают компенсацию субъекту права традиционного природопользования реального ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью организации (то есть, не относят убытки, причиненные субъекту, к упущенной выгоде).

К таким организациям относятся: ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и др.

Соответственно, такие организации-недропользователи не являются налоговыми агентами, в связи с чем не исчисляют, не удерживают и не перечисляют в бюджет налог на доходы физических лиц, равно, как этого не делают и представители малочисленных народов.

Также имеется практика, когда организации-недропользователи являются налоговыми агентами по таким компенсациям (как в денежной, так и в натуральной форме), но сумму НДФЛ не удерживают с представителей малочисленных народов, а оплачивают ее самостоятельно. Стоит отметить, что эта одна из позитивных практик в нашем регионе, когда и бюджет пополняется за счет организации-недропользователем и представители малочисленных народов не несут бремя (освобождаются) уплаты НДФЛ.                  К числу таких организаций относится ПАО Нефтяная компания «РуссНефть».

Ряд других организаций-недропользователей, на мой взгляд, осознанно (ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» и др.) выступают в качестве налоговых агентов и в качестве компенсации за ограничение традиционной хозяйственной деятельности субъектов права традиционного природопользования производят выплаты как в денежной или натуральной форме за вычетом налога на доходы физических лиц (то есть, преднамеренно указывают выплаты и компенсации, полученные субъектами права традиционного природопользования, в качестве дохода, подлежащего налогообложению, в том числе относят упущенную выгоду к убыткам, причиненным субъекту права традиционного природопользования).

При таких обстоятельствах (третий случай) данные выплаты предприятиями не относятся к компенсации причиненных убытков субъекту права традиционного природопользования , в том числе в натуральной форме, и организации-недропользователи (налоговые агенты) при выплате налогоплательщику дохода обязаны произвести удержание исчисленной суммы налога и, соответственно, перечислить ее в бюджет в соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ. При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых данному налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

При невозможности в течение налогового периода удержать у представителя малочисленных народов сумму НДФЛ, исчисленную с доходов, полученных в натуральной форме, на основании пункта 5 статьи 226 НК РФ организация-недропользователь в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщает налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан НДФЛ, и о сумме неудержанного НДФЛ.

В результате у представителей малочисленных народов образуются большие суммы задолженности по оплате НДФЛ (порядка ста тысяч рублей), а учитывая, что коренные жители, как правило, не имеют источника доходов, погашение данной задолженности для коренных жителей не представляется возможным.

Тем самым преследуемая законодателем цель (предназначение) возмещения убытков, причиненных субъектам права традиционного природопользования теряет свой смысл, так как получаемые им компенсации в денежной форме уменьшаются, а в натуральной форме – порождают обязанность уплаты НДФЛ (то есть вместо возмещения убытков и «преумножения» финансового состояния коренных народов, наоборот, ухудшают финансовое положение субъектов традиционного природопользования, которые относятся к социально незащищенным категориям граждан).

В целях реализации гарантированного Конституцией права представителей малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций-недропользователей, а также исключения возможности организаций по различному использованию (трактованию) налогового законодательства по уплате НДФЛ, учитывая в том числе фактическую невозможность представителей малочисленных народов самостоятельно погасить задолженность по оплате НДФЛ, предлагаю:

рассмотреть вопрос внесения изменений в налоговое законодательство, предусматривающих освобождение от налогообложения доходы субъектов права традиционного природопользование, получаемые от организаций-недропользователей в процессе согласования использования земель для целей недропользования в границах территорий традиционного природопользования малочисленных народов, включая размещение промысловых и промышленных объектов, иных сооружений временного и постоянного характера.

рассмотреть возможность установления отсутствия убытков в виде упущенной выгоды у субъектов права традиционного природопользования в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций-недропользователей.

Также актуальным является вопрос о несовершенстве налогового законодательства в части отсутствия освобождения от налогообложения и обложения страховыми взносами доходов членами территориально-соседских общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла,
в соответствии с пунктом 16 статьи 217 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 422 НК РФ.

В действующей редакции данных статей НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению и обложению страховыми взносами доходы исключительно членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, тогда как Федеральным законом от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» кроме семейных (родовых) общин малочисленных народов выделяются также территориально-соседские общины малочисленных народов, которые не могут воспользоваться вышеуказанной льготой.

Тем самым возникает обоснованная необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части дополнения статей 217 и 422 положениями о территориально-соседских общинах малочисленных народов Севера.

Предложения: инициировать вопрос о включении в рекомендации круглого стола Комитета по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Обеспечение гарантий прав, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» следующее:

1. Дополнить статью 217 НК РФ пунктом следующего содержания: «Доходы в денежной и натуральной формах представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, получаемых в виде компенсаций, возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами»;

2. Изложить пункт 16 статьи 217, подпункт 4 пункта 1 статьи 422 НК РФ в следующей редакции: «доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных, территориально-соседских общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла».

Внесение предлагаемых изменений позволит обеспечить гарантии прав коренных народов на льготное налогообложение.

Опубликовано: 07.10.2019 20:24        Обновлено: 13.03.2020 09:56