Размер:
Цвет:

Доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре А.Л. Сидорова на круглом столе  «Мировой опыт работы омбудсмена и защита прав национальных меньшинств в России», Ханты-Мансийск

Доклад

Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском

автономном округе – Югре А.Л. Сидорова на круглом столе

 «Мировой опыт работы омбудсмена и защита прав

 национальных меньшинств в России»

Ханты-Мансийск, 28 ноября 2014 года

 

 Опыт взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с органами государственной власти автономного округа и общественными организациями в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера

 

Здравствуйте уважаемые участники круглого стола!

 

         Нам есть что перенять, но и есть чем поделиться. Огромный опыт по защите прав коренных малочисленных народов Югры имеет в нашем округе историю протяженностью в 20 лет. Не зря, Ваш отец, бывший омбудсмен Российской Федерации Лукин Владимир Петрович в прошлом году собрал всех Уполномоченных по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а также посоветовал Вам посетить Югру. Опыт по защите прав народов ханты, манси и лесных ненцев широко известен в России, а также имеет положительную оценку за рубежом.

За два десятилетия в Югре моими коллегами совместно с представителями коренных народов, сделано все возможное по защите прав на исконную среду обитания и традиционного образа жизни аборигенов, на развитие образования в отдаленных поселениях, культуру, на изучение родных языков, на доступное медицинское обслуживание, комфортное жилье.

Основные гарантии прав коренных народов автономного округа закреплены в Уставе Югры, в соответствии с которым автономный округ является исконным местом проживания народов ханты, манси и лесных ненцев. В округе проживает более полутора миллионов человек. Численность коренных малочисленных народов автономного округа  составляет 30 450  человек, из них: ханты – 17 955 человек, манси – 10 630 человек, другие коренные малочисленные народы  – 713 человек. По отношению ко всем жителям Югры аборигенное население составляет всего 2%.

В автономном округе  коренные народы занимают в социально-экономическом развитии Югры важное место, они представлены в органах государственной власти на муниципальном и региональном уровнях, соблюдено их право на участие в обсуждении вопросов, затрагивающих положение коренного населения.

В законодательном (представительном) органе  автономного округа интересы народов Югры представляет Ассамблея коренных малочисленных народов Севера.

Количество государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа из числа титульных народов Югры,  выполняющих свои функции  в органах государственной власти и местного самоуправления равно пропорционально их количеству к числу жителей автономного округа, а именно – 2%;

На стадии принятия управленческих решений в деятельности Правительства автономного все документы, проекты нормативных правовых актов, касающиеся вопросов жизнедеятельности коренных народов проходят обязательное согласование с представителями общественности.

Создаются и действуют межведомственные комиссии, координационные советы и рабочие группы, в состав которых входят представители коренных народов. Всего 26 таких коллегиальных органов (Комиссия по вопросам малочисленных народов Севера при Общественной палате Югры; Общественный совет при Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; Рыбохозяйственный совет при Правительстве автономного округа  и т.д.)

В автономном округе созданы общественные организации, такие как Совет старейшин; Общественная организация «Спасение Югры»; Союз оленеводов; Молодежная организация обско-угорских народов; Союз общин коренных малочисленных народов Севера и другие, способствуют решению любых вопросов, касающихся коренных малочисленных народов Севера.  

Правительство автономного округа уделяет проблемам коренных народов Югры пристальное внимание, системно и последовательно ведет государственную политику в сфере обеспечения защиты их прав. В течение последних двух десятилетий в Югре с непосредственным участием представителей коренных народов сформирована законодательная база в области экономического и социально-культурного развития коренных титульных народов, проживающих на территории автономного округа,  регулирующая взаимоотношения коренных народов, власти и ресурсодобывающих компаний.

В целях поддержки жизнедеятельности аборигенов в автономном округе принято более 60 нормативных правовых актов, в том числе  13 «именных» законов. Вот только

 некоторые из них: «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Югре»;  «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Югры»; «О факториях в Югре»; «О святилищах коренных малочисленных народов в Югре»;  «О культуре и искусстве в Югре» и др.

В 2011 году Правительством автономного округа принята «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Данная Концепция является базисом и ориентиром для   разностороннего подхода в реализации окружных целевых программ, направленных на  повышение качества жизни и социально-экономическое развитие коренных народов Югры.

Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ – Югра во многом определяет стабильное развитие экономики нашей страны. Достаточно сказать, что в регионе добывается половина российской нефти или 7 процентов мировой, и Югра даёт значимую часть консолидированного бюджета страны. Учитывая, что на территории Югры ведётся интенсивное промышленное освоение, большинство лицензионных участков недр частично или полностью расположены на территориях исконного проживания коренных малочисленных народов Севера. Здесь особое место занимают вопросы регулирования отношений между недропользователями и коренными народами, которые осуществляются в рамках заключения договоров и соглашений об использовании земель в границах территорий традиционного природопользования.

Несмотря на все усилия органов государственной власти автономного округа и общественности в вопросах защиты прав коренных малочисленных народов Севера на территории традиционного природопользования, проблемы существуют. Их мы серьезнейшим образом обсуждали на научно-практическом семинаре, организованном для омбудсменов субъектов РФ в Красноярске в конце сентября этого года, где были выработаны решения и рекомендации, которые опубликованы, вынесены для открытого обсуждения и, я надеюсь, будут учтены на федеральном уровне.

Четырехлетний опыт работы в качестве УПЧ позволяет мне утверждать, что относительно молодой государственно-правовой институт УПЧ автономного округа органично вписался в вышеуказанную систему защиты прав граждан, в том числе и коренных малочисленных народов, выстроенную в автономном округе, является востребованным и нужным. Особое внимание нами уделяется взаимодействию с федеральными правоохранительными органами, поскольку здесь есть своя специфика, а именно отсутствие каких либо правовых возможностей воздействия на эти органы. Поэтому практически со всеми такими органами заключены соглашения в сотрудничестве. Взаимодействие и сотрудничество в рамках таких соглашений осуществляется посредством информирования сторонами соглашений друг друга о жалобах и обращениях граждан, касающихся вопросов защиты их прав и интересов, результатов рассмотрения таких жалоб и обращений, посредством проведения рабочих встреч по вопросам представляющим взаимный интерес, согласования мероприятий по правовому просвещению населения в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, оказания взаимной консультативной помощи по вопросам, связанным с обеспечением прав граждан и их защитой.

Кроме этого УПЧ и работники его аппарата входят в состав и являются членами коллегий, общественных и наблюдательных советов, государственных органов власти разных уровней, что позволяет осуществлять эффективное взаимодействие, в том числе и на стадии принятия управленческих решений данными органами.

За четыре года работы не было случая чтобы бы запрос или обращение УПЧ в органы госвласти или местного самоуправления остался без рассмотрения и без ответа, хотя конечно не всегда правовые позиции сторон совпадали, но это как говорится уже другая история.

 


Опубликовано: 30.03.2016 18:29        Обновлено: 02.04.2019 15:41